31.10.2009 | 22:17

Заказные советские мульт-агитки на Фестивале мультфильмов в Москве

Заказные анимационные ленты – это пяти-шести-минутные мультфильмы, которые режиссеры обычно даже не упоминают. Между тем, в талантливых руках заказные пятиминутки превращались в пространство для эксперимента и поиска новых идей. То немногое, что удалось сохранить, составило специальную архивную программу Третьего Большого фестиваля мультфильмов, который открылся на этой неделе в Москве. Подробнее о мультипликационных редкостях рассказывают "Новости культуры".

Агитки в движущихся картинках всегда были эффективным средством пропаганды. Мультфильмы о своей деятельности заказывали Росохотрыболовсоюз, Всемирная организация здравоохранения и Институт русского языка. Самыми крупными заказчиками были Госстрах, Госпожарнадзор и ГАИ.

Герой мультфильма "Бравый инспектор Мамочкин" режиссера Гарри Бардина поет веселую песенку:

В дождь, жару, гололед
На проселках и проспектах
Каждый миг встречи ждет
С нарушителем инспектор...


"Ждет-гололед", "проспектах-инспектор" – эти мультфильмы отличали простые рифмы и сюжеты, которые зачастую сочиняли "одной левой" редакторы "Союзмультфильма". Социальных агиток делали много – по шесть-семь в год. Их "крутили" в кинотеатрах перед основным сеансом.
Норштейн и Бардин, Караваев и Давыдов – даже известные режиссеры не брезговали заниматься "заказухой".

"Актеры любили любую работу в мультипликации – даже заказную. Это денег легких давало и удовольствие от материала, которого не было в игровом кино. Это была возможность поозорничать, похулиганить", – поясняет историк анимации Георгий Бородин.

По последнему черно-белому мультфильму 1945 года "Дом 13" можно изучать послевоенный быт (особенно электротехнику) и нравы. Когда в 1946 году он вышел в прокат, на Союзмультфильме началась борьба с пошлостью. Был введен запрет на пьющих персонажей и семейные склоки.

"Такого рода фильмы хранились только в архиве "Союзмультфильма", и мы до сих пор не знаем, сохранились ли они до сегодняшнего дня. В 1999 году они там были, а сегодня – никто не знает", – продолжает историк анимации Георгий Бородин.

В заказных фильмах можно обнаружить массу находок, которые мастера использовали в своих следующих работах. Они до сих пор имеют ценность для истории анимации.