03.11.2009 | 11:30

Галерея "Проун" приглашает посетить "Потерянный рай"

Столичная галерея "Проун" приглашает посетить "Потерянный рай". Так называется выставка, объединившая работы художников самых разных эпох и направлений. Мечты об идеальном мире и тоска по утраченной гармонии оказались одинаково близки неизвестному русскому иконописцу XVI века, великому грузинскому примитивисту Нико Пиросмани и современному концептуалисту Илье Кабакову. У каждого из них свой, персональный эдем. На экскурсию по художественным кущам прошлого и настоящего отправились "Новости культуры".

Герои этого фильма в прошлом успешные люди, белые воротнички, обитатели офисов. Сегодня они называют себя дауншифтерами. Уезжая в далекие страны на поиски земного рая, они отказываются от работы, карьеры, комфорта.

Екатерина Иноземцева, сотрудник галереи: "Дауншифтинг буквально означает - спуск по социальной лестнице, в обратную сторону, и люди …срываются в какой-то чудный край, который, по их мнению, соответствует раю, отправляются туда".

Фильм о дауншифтерах соседствует на выставке с иконой XVI века. Благоразумный разбойник. Тот самый, который был распят по правую сторону от Христа. Признав себя виновным, он стал первым спасенным человеком из всех уверовавших во Христа. Благоразумный разбойник и дауншифтеры. Что между ними общего?

Марина Лошак, куратор: "Мы пытаемся в рамках этой выставки рассуждать о райском мифе. И пытаемся найти какие-то технологичные объяснения тому, как нам с вами, будучи простыми смертными и грешными людьми, в результате оказаться там, в том месте, которое мы называем раем".

Средневековые западные гравюры. Книга Бытия, Адам в раю нарекает животных. Как выглядели те первые животные, сегодня не скажет никто. Попытки художников-примитивистов XX века изобразить рай – это всего лишь попытки. Согласно христианскому вероисповеданию, после падения Адама и Евы, мир изменился до неузнаваемости. "И поставил Бог на востоке у сада Эдемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни". Херувимы есть и на этой выставке. Скорее напоминают придворных, чем жителей неба – влияние западной культуры. Для современных художников рай – не конкретное место, а внутреннее состояние души - свободы, гармонии, счастья".

Татьяна Метакса, искусствовед: "В моем представлении и рай, и ад существуют внутри нас. Художники, которые создавали эти работы, в этот момент находились в раю. Нельзя написать такого оленя, с такими проникновенными глазами, не имея в себе чистоты, чуда и прелести того, что мы называем раем".

Глядя на эти работы, понимаешь: у каждого свой потерянный рай. Но был ли потерян рай всеми этими художниками? Можно ли потерять то, чего у тебя никогда не было? По мнению кураторов, абсолютно честными являются только рисунки детей.

Марина Лошак, куратор: "В общем-то, еще ангелы, а не люди, то есть они абсолютно природные создания, заряженные позитивной энергией, абсолютным ощущением любви к миру".