07.11.2009 | 22:06

Марина Брусникина "одушевила" роман Тургенева

Московский художественный театр рекомендует перечитать Тургенева, точнее – увидеть классическое "Дворянское гнездо" от режиссера Марины Брусникиной. Она известна особым – литературным – подходом к театру. Критики даже называют ее сценический почерк "одушевлением литературы". Насколько Марине Брусникиной удалось "одушевить" большой тургеневский роман? Рассказывают "Новости культуры".



Сейчас макет декораций, который несколько месяцев назад так увлеченно показывала режиссер Марина Брусникина, увеличился в разы и преобразовался в реальное сценическое пространство. "Дворянское гнездо" свито на искусственном зеленом газоне, обрамлено белыми колоннами. В самом начале спектакля кажется, что актеры, подобно маленьким фигуркам, расставлены на макете. Эта иллюзия исчезает с появлением текста.

Фирменный стиль Брусникиной состоит не только в бережном отношении к написанному. Она четко и подробно умеет донести этот текст сначала до актера, а потом и до зрителя.

"Все слова, которые могут быть об этом сказаны, глупее и примитивнее, чем то, что там возникает по содержанию. Он очень неуловимый, и он такой опасный, потому что он воздушный, легкий. Там должен быть совершенно другой тонус у всех участников спектакля. Премьера пройдет, но как держать это дальше? Он очень трудный автор", – говорит режиссер.

Поиски актера на роль главного героя шли больше года. Лаврецкий в исполнении Дмитрия Дюжева молод и романтичен. Вопреки стереотипам и согласно Тургеневу.

Впрочем, по признанию режиссера, вовсе не Лаврецкий – главный персонаж в тургеневском романе, а Лиза. Она и есть главный контрапункт всего произведения. Брусникина даже хотела по имени героини назвать спектакль. На эту роль режиссер пригласила сразу двух молодых актрис. Яна Гладких еще учится в Школе-студии МХАТ. Она до сих пор с волнением вспоминает о том, как получила это приглашение в "Дворянское гнездо".

Для Нины Гуляевой "Дворянское гнездо" наполнено еще и ностальгическими воспоминаниями. В 1957 году она играла Лену – младшую сестру главной героини, а сейчас исполняет роль довольно эксцентричной тетушки – Марфы Тимофеевны.

Для того, чтобы погрузить в "Дворянское гнездо" зрителей, Брусникиной понадобилось три с лишним часа сценического действа. Неспешного действа, во время которого возможно расслышать и прочувствовать этот классический текст.