10.11.2009 | 17:38

"Невьянская икона" - в Российской академии художеств

Уникальное явление - "Невьянская икона" - во всей красоте и величии предстанет сегодня в Российской академии художеств. Здесь открывается выставка, доставленная из первого в России частного музея икон, расположенного в Невьянске и отмечающего 10-летие своего основания. Ныне его коллекция насчитывает более 600 произведений. Около трехсот из них прибыли в Москву.

В четырех просторных залах Академии разместились иконы редкой красоты.

Невьянская икона, по мнению исследователей, - самое высокое проявление старообрядческого искусства Уральского региона ХVIII-ХIХ веков. Свое название оно получило от Невьянска - культурной столицы горнозаводского Урала и духовного центра Уральского старообрядчества. Иконописцы, творившие в "невьянской" манере, работали также в других горнозаводских поселках - в Нижнем Тагиле, Старой Утке, Красноуфимске. Это были династии первоклассных мастеров, писавших исключительно на заказ, а не на продажу.
Многие иконы имеют подпись с датой, что особенно важно для исследователей.

Московская выставка позволяет проследить развитие "невьянской" традиции от истоков до заката. Так, самая ранняя из представленных икон - "Богоматерь Египетская" относится к 1734 году. Самая поздняя "Спас" - к 1919 году. Кстати, у невьянских иконописцев особой популярностью пользовались образы Богородицы, Николая Чудотворца, архангела Гавриила.

Абсолютно все выставленные иконы - от очень небольших, миниатюрных до значительных по своим размерам - отличаются необыкновенной декоративностью, насыщенностью цвета. Выполненные в ярко оранжевых, темно-изумрудных, густо-лиловых и синих тонах, они невольно напоминают о знаменитых уральских самоцветах - малахите, лазурите, чароите. Неслучайно, эти неповторимые по духовной глубине и живописному языку памятники называют теперь "высоким Невьянском", любоваться которым можно в Москве целых два месяца - вплоть до 10 января.