10.11.2009 | 19:33

Пантеон русского андеграунда в работах Анатолия Брусиловского

В 1970-е годы прошлого века художник Анатолий Брусиловский решил создать свой пантеон – галерею фотопортретов художников – ярких представителей советского андреграунда. Он уже тогда разглядел в творчестве друзей и коллег потенциал и угадал в них мастеров, которые позже станут известны всему миру. "Пантеон русского андерграунда" Брусиловского сегодня можно увидеть в Музее современного искусства. Рассказывают "Новости культуры".



О том, что эти художники со временем могут стать знаменитыми,
в 1970-е годы вряд ли кто задумывался. Краснопевцев, Харитонов, Целков, Рабин, Мастеркова, Зверев – все они были молоды и мечтали создать что-то не похожее на академическое искусство. Художники хотели быть свободными в реализации собственных замыслов. Им это удавалось, несмотря на различные препоны. На чердаках и в подвалах, в квартирах и бараках они устраивали мастерские и проводили выставки. Анатолий Брусиловский быстро вошел в эту богемную среду, в которой были не только художники, но и поэты Сапгир и Холин, писатель Венедикт Ерофеев, поэт и бард Евгений Бачурин. У Брусиловского оказался редкий дар: он почувствовал, что за этими именами будущее. Тогда возник его проект. Он решил запечатлеть тех кто, по его мнению, войдет в пантеон русского андеграунда.

"Сложными путями мне привезли из-за границы, почти тайком, самый лучший аппарат в мире, который американцы брали с собой на Луну. Это сказочный, уникальный до сих пор аппарат", – говорит художник.

Прежде, чем фотографировать художников, Брусиловский рисовал эскизы. Он продумывал все до мельчайших деталей: композицию, тональность, перспективу, чтобы снимок сохранял ощущение легкости и воздушности. Как на картине. К тому же, фотоаппарат давал возможность увеличивать размеры снимков без потери качества. Сама съемка тоже превращалась в длительный процесс.

"И когда я договаривался с кем-то снимать, я его снимал целый день, с раннего утра до позднего вечера, искал удивительное выражение лица и чтобы он не позировал, и не дай Бог не стоял, как перед фотоаппаратом", – вспоминает мастер.

Из пятидесяти фотографий на выставке представлено тридцать. Интуиция Брусиловского не подвела. Почти все его модели стали знаменитыми.

"Меня снял в одной из моих первых мастерских. Там он меня заставлял петь. Я в то время песни пел. Ему жутко нравилось. Он был страшно любопытным", – рассказывает заслуженный деятель искусств России Евгений Бачурин.

Коллекционеры тоже почувствовали что-то необычное в картинах художников андеграунда. Часть ранних работ, представленных на выставке, из личных собраний. Многие музеи также пополнили свои коллекции работами звездных имен русского андеграунда.