11.11.2009 | 10:59

В Петербургском музее истории - сразу несколько новых экспозиций

В советские годы деятельность музеев истории религии зачастую сводилась к пропагандистской работе – наглядной демонстрации опасностей "опиума для народа". Сегодня они возвращаются к служению своей главной цели – просветительской. В Петербургском музее истории религии скоро откроются сразу несколько новых экспозиций, в том числе – детская. И это не единственное новшество, которым музейщики обещают порадовать посетителей. Сообщают "Новости культуры".




Этот экспонат будущей выставки буквально возрождали из руин. Чтобы собрать скульптурный пазл, реставраторам пришлось научиться... плести корзины. Скелетом гиганту служили стальные обручи, а мышцами - ивовые прутья. Специалистам помогла смекалка - недаром восстанавливали они буддийский символ мудрости.

Юрий Ивлев, руководитель реставрационных работ, художник-реставратор полихромных скульптур: "У нас нашелся шматок старой веревки пеньковой, вот мы его окунали в клей - и вот так зигзагом укладывали. И потом, когда клей застывал, эти фрагменты очень хорошо между собой связывались".

Вахана, так в буддизме называют животное-символ, - служил центром церемонии "Круговращение Майдары" - шествия вокруг монастыря. Непременные атрибуты - шелк и драгоценности - ведь белый слон в буддизме - символ верховной власти. Теперь накидку укрепляют миллиметр за миллиметром. Нитяной вязью - старинные узоры. Поверх - камни россыпью. Прежде чем попона укроет гипсовую спину, последние штрихи - кисти бахромы.

Светлана Полежаева, художник-реставратор тканей: "Сейчас вы видите, что они очень спутанные, а загрязнение - это сажей. Ведь этот серый - на самом деле белый, оранжевый тоже намного ярче - и вообще все насыщенные цвета проявляются".

В этих комнатах откроют залы для самых маленьких. Сюда будет тянуть, как магнитом - в буквальном смысле: с помощью магнитных фигурок юные посетители смогут создавать собственные экспонаты.

Борис Аракчеев, директор Государственного музея истории религии: "Там обязательно будут копии сакральных предметов, которые дети смогут пощупать, посмотреть и узнать, как это все происходит".

Сейчас сотрудники создают базу данных, чтобы виртуальные экскурсии стали реальностью. В цифровой каталог занесут и работы Васнецова. В музее они прописаны с 40-х годов, но что изображено на гигантских холстах, было тайной даже для хранителей.

Марина Басова, куратор выставки, старший научный сотрудник Государственного музея истории религии: "Состояние очень приличное, реставрационные заплаты – мы видим, они лишь на одной картине в большой количестве. Это сделали для подстраховки, а не потому, что краска сыпется".

Сначала полотна увидят не пользователи сети Интернет, а обычные посетители. Открытие выставки запланировано на декабрь. Музей верен своему традиционному зрителю, который изображению на экране предпочитает живое восприятие.