11.11.2009 | 11:15

Михаил Шемякин - "подобных выпадает на поколение не больше двух-трех"

"Он относится к типу художников, которые уходят в легенду. Подобных выпадает на поколение не больше двух-трех", - сказал известный французский писатель и искусствовед Ален Боске о русском художнике Михаиле Шемякине. На минувшей неделе солидный список наград и ученых степеней мастера пополнился еще одной, особенно почетной. В Кремле Михаилу Шемякину вручили орден Дружбы - за укрепление культурных связей. Сам он давно решил вопрос о "гражданстве" культуры – она едина для всего мира. Шемякин живет и работает между Парижем, Нью-Йорком и Санкт-Петербургом. "Новости культуры"
воспользовались одним из редких визитов художника в Москву, чтобы еще раз удивиться диапазону его интересов.




Если услышите, что Михаил Шемякин не любит современное искусство, не верьте.

Михаил Шемякин, художник: "Я не имею права любить и не любить, я уже 40 лет занимаюсь исследованием искусства. Что-то я люблю, что-то мне чуждо, но я обязан держать руку на пульсе".

Вот он на выставке номинантов Премии Кандинского, увлеченно документирует все новое. И даже находит родственную душу.

Михаил Шемякин, художник: "На тему смерти он - прям как Шемякин – любитель кадавров, макабров, как меня называют".

Шемякина интересует буквально все, ведь он собирает универсальный каталог образов для собственного института – философии и психологии творчества. Отдельные папки этого каталога превращаются в выставки (одна из них под названием "Шар в искусстве" откроется завтра в Петербурге), и серии телепередач "Воображаемый музей".

Михаил Шемякин, художник: "Фильмы разные. Образ смерти в искусстве, гримаса, стул в искусстве…"

Но, несмотря на интерес к экспериментам, любит Шемякин классику и великих модернистов. Когда за любовь к Ван Гогу его исключили из художественной школы, устроился на работу в Эрмитаж такелажником.

Михаил Шемякин, художник: "Не очень приятная работа за копейки, но мне разрешали копировать в Эрмитаже. И все сливалось в одно. Физическая работа, переодеть халат и копировать голландцев, Пуссен и прочих. Потому что я понимал - без образования художнику рано экспериментировать".

Видимо, тогда Шемякин и научился заниматься многим. Сегодня, кроме деятельности собственного института и фонда, он продолжает заниматься и графикой, и скульптурой. В начале нового года во Владикавказе появится его памятник жертвам терактов.

Михаил Шемякин, художник: "Мальчик с девочкой, которые руками останавливают страшные фигуры".

Продолжает работать Шемякин и как художник театра. Для Литовского театра оперы и балета преображает балет "Копеллия".

Михаил Шемякин, художник: "Делаем Гофмана из сладкой сказки".

"Делать Гофмана" этот художник умеет, как никто. Потому что говорит, что детство провел в Кенигсберге под соответствующее чтение.

Михаил Шемякин, художник: "Мама мне читала немецких романтиков, и никто не был мне так близок, как Гофман, Тик, Новалис, Клейст".

Любовь Шемякина к немецким романтикам находит разные проявления, - то балет, то мультфильм. Бывая в Москве, он обязательно идет на студию "Союзмультфильм" к режиссеру Станиславу Соколову. Восемь лет назад они начали работу над фильмом "Гофманиада". Готово 13 минут, планируют - 98. Делать кукольную анимацию - дело кропотливое и не дешевое.

Михаил Шемякин, художник: "Нужно клянчить и плакать, бить себя в грудь и унижаться".

Но пока художник не устает следить за тем, как его эскизы обретают объем.

Михаил Шемякин, художник: "Да, Цахес ничего получился. А где у нас сам Коппелиус? Я же сейчас должен сделать Коппелиуса в балете".

Наверняка получится страшно, романтично и поучительно. По-шемякински.