11.11.2009 | 13:28

Невьянская икона из Екатеринбурга – на выставке в Москве

В столичной Галерее искусств Зураба Церетели открылась выставка, полное название которой – "Невьянская икона. Днесь веселимся красотой твоей". Город Невьянск, который вырос из поселка при металлургическом заводе, – это первая горная столица Демидовых. В конце XVII века он стал старообрядческим центром Урала. Там зародилась невьянская школа иконописи. Долгое время она была известна только узкому кругу знатоков. Десять лет назад в Екатеринбурге был создан первый частный музей невьянской иконы. Примерно половина его коллекции представлена на выставке в Москве. Рассказывают "Новости культуры".



Золотой век невьянской иконы приходится на XVIII столетие, когда другие иконописные центры уже пережили эпоху расцвета. В основном, сохранились домовые иконы. В период гонений старообрядцы вели замкнутый образ жизни. Им запрещали писать иконы, и мастера делали это тайно. Тем не менее, секреты иконописи передавались от одного поколения к другому, появлялись целые династии иконописцев. У сохранившихся икон были и свои особенности.

"Географические – в иконах не боялись давать реальную архитектуру и реальные пейзажи. Горки невьянские – их не спутаешь ни с чем", – говорит основатель музея "Невьянская икона" Евгений Ройзман.

Еще одним отличием невьянских икон в начале XIX века был полностью золоченый фон. Этим они напоминали византийские. Для украшения икон хватало и золота, и драгоценных камней. Их заказывали богатые уральские купцы, сделавшие свое состояние на желтом металле.

Когда-то все иконы украшались драгоценными окладами и шитьем. Но в советское время, в период конфискации, они исчезли. Многие иконы ожидала сложная судьба. Например, икону Архангела Михаила переносили из одной церкви в другую, пока она не оказалась в Архангельском соборе.

"Она не вошла в иконостас, ее подпилили. Причем, подпилили так, что ушли дата и подпись иконописца. Она стояла там. Потом его тоже закрыли в 1959 году, и она оказалась на улице. Одна тетушка спасла и отдала внуку, и вот внук принес мне", – рассказывает Евгений Ройзман.

В коллекции много подписных икон. Самыми известными мастерами на Урале были старообрядцы Богатыревы. На выставке представлена написанная ими икона "Перенесение мощей Николая Чудотворца". На ней изображены Невьянские горки и много других узнаваемых деталей. Впрочем, есть и фрагменты, которые можно обнаружить лишь с помощью лупы.

"Но самое интересное, что здесь же, во время Перенесения мощей, присутствует Распятие. А наверху Распятия присутствует Саваоф, которого невооруженным глазом не видно. И это показатель класса, показатель уровня", – заверяет основатель музея.

Невьянские иконы старообрядцы писали для себя, а теперь они стали настоящим событием художественной жизни.

Читайте также:
"Невьянская икона" - в Российской академии художеств