05.07.2012 | 10:15

В Омске открылась выставка фарфоровых миниатюр Асты Бржезицкой

Познакомиться с «фарфоровым народцем» Асты Бржезицкой предлагает Омский музей изобразительных искусств имени Врубеля. Выпускница Суриковского училища, с 1945 года Бржезицкая работала скульптором на знаменитом Дулевском фарфоровом заводе. Годы ее наиболее плодотворной работы как раз и совпали с эрой всенародной популярности фарфоровых фигурок в качестве предметов домашнего декора – пережив лишения войны, люди мечтали об уюте. На выставке к 100-летию со дня рождения Асты Бржезицкой, впервые представлены и дневники мастера. Рассказывают «Новости культуры».

Ее первыми игрушками были вятские свистульки. Мать – профессиональная художница – мастерила ей кукол. Ее отчим скульптор Исаак Менделевич научил азам лепки. Спустя годы работы скульптора Асты Бржезицкой, в этом году исполняется ровно век со дня ее рождения, обрели прописку в крупнейших музеях мира и стали семейными реликвиями.

Своих героев Бржезицкая не придумывала, они все – из жизни. К ткачихе ездила знакомиться на фабрику: у героя соцтруда не было времени, чтобы позировать. Девочка Майра из композиции на тему «Счастливое детство», напротив, с удовольствием стала моделью. На весь гонорар купила мороженое. Месяц Аста Давыдовна ездила к ней в больницу с передачами.

«Аста знаменита своим историями, рассказами, – говорит сотрудник Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Иван Гольский. – В скульптуре она такая же рассказчица. Множество деталей, которые нужно рассматривать и которые тебе все раскрывают и раскрывают образ».

Образы иногда переходили из работы в работу. Одну из сценок Бржезицкая подглядела в одной из провинциальных бань во время эвакуации. Спустя несколько лет дама кустодиевской наружности из этой скульптуры предстанет в образе возлюбленной Зевса. А банная «шайка» перекочевала в композицию на тему киношлягера «Ирония судьбы».

«Она взяла роскошный сандуновский диван, – рассказывает хранитель фонда стекла и керамики Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Людмила Ведерникова. – С одной стороны посадила Брагинского – сценариста этого фильма, с другой стороны – Рязанова – режиссера. И как знак совместной долгой творческой судьбы она по одной ноге поставила в тазик».

«Одна шайка», – так и окрестили эту композицию рабочие Дулевского фарфорового завода. С ним Аста Бржезицкая связала всю свою творческую жизнь. Пришла туда еще студенткой на практику. За полвека там было создано более полутысячи скульптурных композиций. С хранителем фонда стекла и керамики Людмилой Ведерниковой Аста Бржезицкая дружила. Ее просила сохранить личную переписку, дневники и истории о своем «фарфоровом народце».