12.11.2009 | 10:34

Чеховская "Чайка" в постановке Кристиана Смедса

Мы говорим "современный финский театр", подразумеваем - Кристиан Смедс. Самый знаменитый режиссер не самой театральной европейской страны сумел перевернуть с ног на голову все устоявшиеся представления о финском национальном характере. Его работы одни называют провокациями, другие – откровениями. Пример - спектакль, который фанатик эксперимента привез на 5-й "Сезон Станиславского". Сегодня на сцене столичного "Театра Луны" Кристиан Смедс представляет свою версию чеховской "Чайки". Постановка создавалась для таллиннского театра "Фон Краль", пригласившего мастера сделать "семейный спектакль" для актера Лембита Ульфсака. Как Уленшпигель стал Аркадиной – выяснили "Новости культуры".



Кто помнит Лембита Ульфсака по его киноролям в "Мэри Попинс, до свиданья!" и "Детях капитана Гранта", вероятно, будет удивлен такой Аркадиной. Как был удивлен и сам актер при распределении ролей.

Лембит Ульфсак, актер (Эстония): "Где-то на второй репетиции мне сказали, что я буду играть Аркадину. Все засмеялись, я подумал – шутка, что ли. А потом начали читать – там никакой разницы нет, папа-мама – Родитель!"

С сыном Юханом, исполнителем роли Треплева, у Лембита Ульфсака, по его словам, не было пресловутой проблемы отцов и детей. В этом спектакле они впервые вышли вместе на театральную сцену.

Юхан Ульфсак, актер (Эстония): "В постановке, как и в пьесе, встретились два поколения – молодые актеры из театра в стиле "контемпрорари" и старшее поколение из классического репертуарного театра. Было очень забавно работать вместе".

Лембит Ульфсак, актер (Эстония): "Поначалу, столкнувшись с этой системой, я даже хихикал, что это такое, то, если начинаешь верить, то можно и табуретку сыграть. У нас режиссер –талантливый, шустрый парень, поэтому я редко задавал себе вопрос - зачем? Сделать бы так, как он хочет".

Талантливый шустрый парень – Кристиан Смедс. Он давно подумывал о чеховской "Чайке" - обойти эту пьесу вряд ли позволит себе режиссер, которого считают лучшим в Скандинавии.

Кристиан Смедс, режиссер (Финляндия): "Для меня это пьеса, в первую очередь, об искусстве, о творчестве и, конечно, о театре, о его достоинствах и недостатках, о том, что есть художественный вымысел, и, где граница между вымыслом и реальностью. И на все это накладывается тема отцов и детей, которые по-разному воспринимают искусство".

В финале зрителям придется поломать голову над судьбой Треплева. То ли он действительно покончил жизнь самоубийством, то ли инсценировал свою гибель, ведь это всего лишь игра. На вопрос, чему же служит искусство, созиданию жизни или ее разрушению, Кристиан Смедс не отвечает. Поскольку убежден, задача режиссера – ставить вопросы, но не давать ответы на них.

Все материалы темы>>>