12.11.2009 | 19:35

Экскурсия по театру Брехта

"Господин Пунтила и его слуга Матти" – с этого названия началась история знаменитого "Берлинер ансамбль", более известного как Театр Бертольда Брехта. Премьера спектакля по брехтовской пьесе состоялась в Берлине 12 ноября 1949 года. Как живет легендарный театр сегодня, спустя шестьдесят лет? Как здесь хранят традиции своего основателя? Корреспондент "Новостей культуры" познакомилась и с молодыми артистами, и с теми, кто еще помнит самого Бертольда Брехта.



"Вот, так же причесывался Брехт. И многие молодые люди, студенты, в то время носили такую прическу – под Брехта. Это было модно", – замечает актер Вернер Риман. Он знал Брехта лично. Год при жизни драматурга и 25 лет после его ухода он работал в "Берлинер Ансамбль" актером, ассистентом режиссера.

"У меня тогда были ярко-рыжие волосы, и Брехт все повторял на пробах: "Вот тот, рыжий. Меня интересует рыжий"", – вспоминает Вернер.

Теперь Риман приходит в театр, чтобы провести брехтовскую экскурсию для тех, кому любопытно. Таких обычно много, так что Риман бывает здесь по несколько раз в неделю.

В 1947 году, после многих лет эмиграции, Брехт возвращается в Восточный Берлин. Ему уже пятьдесят. В 1949, в год образования ГДР, Брехт основывает "Берлинер ансамбль" и вскоре получает от государства здание Театра на Шиффбауердамм. Во время войны оно сильно пострадало снаружи, но внутри чудом уцелело. За его строгим серым фасадом невозможно угадать барочное роскошество интерьеров. Здесь все настоящее – позолота, мрамор, бархат. И все так, как было при Брехте.

"Это любимая комната Брехта, его кабинет. Вот он с реквизитом для "Гамлета". Он мог бы сыграть Гамлета – жаль, что не сделал этого.
А здесь его любимая кепка. С ней целая история. Если Брехт забывал ее дома или в театре, обязательно возвращался. Без нее не ходил. А это рабочая комната Елены Вайгель – табличка висит. Здесь стоял большой, круглый стол, за которым все собирались. Из окна она всегда видела, что происходит в кафе, кто во сколько пришел", – продолжает Вернер Риман.

Действительно, "Берлинер ансамбль" невозможно представить без жены Брехта Елены Вайгель – актрисы и многолетнего интенданта театра. Она смотрела все спектакли, в которых не участвовала. Актеры знали про это и во время действия всегда поглядывали на ложу – следили за реакцией

Вайгель успевала все: играть на сцене, прощать мужу многочисленные увлечения, вести архив, руководить театром.

"Колеса, которые приводят в движение эту крутящуюся сцену – кстати, вообще первую крутящуюся сцену в Германии, – это колеса советских танков. Как только Елена Вайгель их заполучила – загадка. Но именно благодаря приходу советских войск в Берлин сегодня движется эта сцена", – говорит драматург театра "Берлинер ансамбль" Герман Вюндрих.

"Берлинер ансамбль" начинался с пьес Брехта. Драматург понимал свое место в литературе и театре Германии. Даже в годы скитаний он заботился о том, чтобы сохранить для истории все свои режиссерские разработки.

У Брехта было особое правило. Репетиции всех своих спектаклей он требовал снимать на фотопленку – сцену за сценой. А потом составлял книги с детальными раскадровками постановки. Очень удобно для любого режиссера, который решит поставить брехтовскую пьесу.

К этим экспликациям режиссеры обращаются до сих пор. Особый стиль "Берлинер ансамбль" заметен во всех его спектаклях. "Карьера Артуро Уи, которой могло не быть" – долгожитель сцены. Жесткая режиссура Хайнера Мюллера. Фантастическая энергетика и техника Мартина Вуттке – исполнителя главной роли. История о случайной закономерности, о суетливом клоуне, сделавшем невероятную политическую карьеру. Германия помнит свое прошлое.

Творчество Брехта стало новым словом не только в немецком искусстве. Начиная с 1950-х годов "Берлинер ансамбль" с триумфом гастролирует по многим странам. В 1964 году в Москве программным спектаклем "Добрый человек из Сезуана" открылся Театр на Таганке. Пьесы мастера переведены на все языки. Впрочем, со времен Брехта этот мир изменился, в том числе и его трудами. Новое поколение смотрит на писателя по-немецки рассудительно.

"Брехт по-прежнему очень популярен. Он современный Гете. Есть, конечно, и такие, кто считает, что Брехт уже не оказывает большого влияния на театральный процесс в Германии. Однако, если потребуется назвать самого влиятельного человека в немецком театре ХХ века, большинство назовут Брехта", – уверен театральный критик газеты Tagesspiegel (Берлин) Петер фон Беккер.

Похоже, Брехт предвидел эти перемены. Он писал: "Все должно удивлять. Даже то, что давно привычно". Знаменитая эмблема знаменитого театра по-прежнему крутится над крышей "Берлинер ансамбль". Билеты раскуплены за месяц вперед. Ведь многие и сегодня уверены, что все новое в театре – это хорошо забытый Брехт.