14.11.2009 | 22:01

Литовские режиссеры на московских театральных фестивалях

Двум московским театральным фестивалям удалось сегодня всерьез озадачить публику. Куда пойти поклонникам знаменитого литовского театра, если в афише "Сезона Станиславского" – "Идиот" Эймунтаса Някрошюса, а на фестивале NET – "Гамлет" Оскараса Коршуноваса. Литовские режиссеры незаметно и очень деликатно заняли ведущие позиции в мировой табели о рангах. Эймунтас Някрошюс – виртуоз философских и сценических решений. Он признан одним из лучших европейских режиссеров, как, впрочем, и мэтр авангардистского театра Оскарас Коршуновас. О литовском акценте фестивальной Москвы – в репортаже "Новостей культуры".



Проблема выбора действительно встала довольно остро, ведь у зрителей нет принципиальных разногласий. Это не легендарное противостояние поклонников Козловского и Лемешева и не матч "Спартак" – "Зенит". В данном случае различие Някрошюса и Коршуноваса лучше всего иллюстрируют сами фестивали, которые и пригласили этих режиссеров. "Сезон Станиславского" – приверженец более традиционного театра, "NET" – более провокационного.

Мрачно-молчаливый Някрошюс впервые взялся за Достоевского. Он заявил, что устал от слова "метафоричность" – главного эпитета, которым одарили его критики и который сопровождает его на протяжении всей карьеры.

"Я отвечу с юмором: мне кажется, что это самое легкое произведение, поэтому я и выбрал его", – признается мастер.

Действие, которое длится почти шесть часов, начинается с прибытия поезда – точнее, сопровождается характерными гудками. Князя Мышкина выносят на носилках и после обследования отпускают. Режиссер рассказывает, что очень долго искал актера на главную роль. Мышкина играет дебютант, только что закончивший театральный ВУЗ.

"Постоянно Някрошюс говорит: "Ты не все отдаешь". Мне кажется, что уже все, а оказывается – нет. Можно еще два раза по столько", – говорит актер Даумантас Цюнис.

Отдавать все в спектаклях Някрошюса приходится всем без исключения. Сам режиссер внимательно следит за этим на каждой репетиции. Порой кажется, что на сцене едва ли не балет – столько пластики, движения и мощной энергетики Настасьи Филипповны, сметающей все на своем пути.

"Чем интересен тайфун или цунами? Это очень сложно сказать, ты только можешь чувствовать. Любое чувство. Логикой здесь не так много можно объяснить. Даже расписано все так таинственно о ней", – рассказывает актриса Эльжбета Латенайте.

Примерно в это же время актеры Оскараса Коршуноваса репетировали самостоятельно, в отсутствии приболевшего режиссера. До Москвы любимец европейских фестивалей все-таки доехал, но дальше трудиться уже не смог.

"У нас нет задачи шокировать. Эта трактовка иная. Но я бы не сказала, что наш "Гамлет" – это очень европейский театр", – замечает актриса Раса Самоулите.

Впрочем, разместив гримерку прямо на сцене, режиссер, в некотором смысле, предоставил актерам полную свободу.

Кажется, что они не "Гамлета" играют, а играют в "Гамлета". "Себя понять. Кто мы такие в этом мире, кто я такой как актер в театре, что я тут делаю, и зачем я это делаю. Вообще, что такое мир?" – поясняет актер Дариус Мешкаускас.

Примерно с таких вопросов и начинается спектакль. Говорят, что Оскарас Коршуновас мечтал о "Гамлете", будучи еще студентом. Сейчас, по словам режиссера, для него "Гамлет" – единственная возможность проверить себя. Он не отрицает, что для любого режиссера эта пьеса – мышеловка, и выпускет на сцену огромную мышь.

"Он не из тех режиссеров, которые говорят: "Я сделал, а вы думайте". Мы хотим быть понятыми, и чтобы напряжение появлялось между зрительным залом и нами", – заверяет Дариус Мешкаускас.

Это напряжение, которое совершенно точно объединяет и два классических произведения, и двух литовских режиссеров. Поэтому совершенно не важно, какой выбор сделает зритель.

Читайте также:
Все материалы о фестивале NET>>>

Все материалы о фестивале "Сезон Станиславского">>>