14.11.2009 | 22:16

Экскурс в историю театральных билетов

Московская дирекция театрально-концертных и зрелищных касс готовится отметить 85-летие. Дата солидная, но для самих кассиров праздник случается, когда бывают распроданы все билеты. А для зрителей это подобно участию в своеобразной лотерее. На кону – одно из величайших эстетических удовольствий в мире. Количество жаждущих приобрести заветный билет всегда было показателем престижа театра, а сам билет – своего рода свободно конвертируемой валютой. "Театрально-билетную" историю изучал корреспондент "Новостей культуры".



Очень любопытный билетный экскурс в историю можно совершить, если попасть в запасники Театрального музея имени Бахрушина. Пригласительные в Театр Корша или роскошный абонемент в театр "Буфф", больше похожий на кошелек; красочный билет на представление в "Парадис", скромные билеты в Театр Вахтангова и в Московский Художественный. Неприметный билет на репетицию спектакля "Маскарад" в постановке Мейерхольда – на нем хорошо видна дата: 24 февраля 1917 года. Впрочем, ветеран этой коллекции старше более чем на два столетия.

"Билет в Петровский театр и в маскарад 1784 года", – замечает сотрудник Государственного центрального театрального музея имени Бахрушина Елена Морозова.

Эти билеты хранят не только дух своего времени, но и его особую специфику. Так, например, свои театральные клубы были у кружевниц, почтовых и торговых работников. Все они печатали свои билеты.

"Вот вам фотографическое общество – приглашения на спектакль", – показывает Елена Морозова.

В музее Большого театра рассказ об истории билета начинают с подшивки афиш. На них печатали цены на билеты.

Из всех билетов, которые хранятся в коллекции Большого театра, самым красивым считают пригласительный начала XXI века. На нем изображен старинный сюжет.

"Гравюра художника Зича, которая изображает приезд императора в Большой театр", – замечает главный хранитель музея Большого театра Екатерина Чуракова.

Все билеты в Большой театр разных эпох объединяет их немалая цена. Когда к делу подключались перекупщики, стоимость заветного кусочка картона – особенно в день премьеры – просто зашкаливала. Театралы могут рассказать множество случаев, связанных с перекупщиками.

"Артистка села в свою карету, и лошади понесли. Эти перекупщики бросились наперегонки ловить лошадь. Ее поймали, затормозили, и один прохожий спросил: "Ты что, сумасшедший? Под коня бросаешься!" – "А как же?! Это мой хлеб"", – рассказывает заведующая музеем ГАБТ Лидия Харина.

Даже сейчас, когда билеты можно заказать по Интернету, перекупщики без работы не остались. Впрочем, конкурировать с крупными агентствами – легальными перекупщиками – им все сложнее.

Зато проще стала работа самих продавцов билетов. Теперь в кассе главный инструмент – компьютер. Он занимает немного места. Когда Галина Минина только начинала работать, в кассе вообще негде было развернуться.

"Тумбочки мы делали, и на них ставили коробки с билетами. Билетов-то было очень много", – вспоминает Галина.

На одну постановку в кассе было не больше пяти билетов. Но даже работа с такими, казалось бы, малыми объемами, требовала специальной подготовки.

"Сначала мы должны были привыкнуть к билетам. Потрогать, какой он – какой у Большого театра, какой у Малого. У Сатиры всегда был красный такой логотип. У каждого театра свой билет", – поясняет Галина Минина.

Заядлые театралы еще помнят времена, когда достать билеты для всей семьи – тем более, чтобы места оказались рядом, – было нелегкой задачей. Приходилось немало побегать.

Теперь, чтобы купить билеты, не нужно искать какую-то конкретную кассу, где они еще остались. Если места есть, их продадут в любом отделении. У касс есть общая компьютерная сеть. Максимум удобства и минимум оригинальности. Все билеты печатают на одной ленте. Музейных сотрудников они вряд ли заинтересуют. Многие считают, что с техническим прогрессом история такой единицы хранения, как театральный билет, закончилась.