16.11.2009 | 11:21

Спектакль "Калигула" - на фестивале "NET"

Полтора года назад болгарский режиссер Явор Гырдев увез приз Московского кинофестиваля за свою дебютную ленту "Дзифт". А теперь вернулся в Россию с новой театральной работой. На фестивале "NET" он представил спектакль "Калигула" по пьесе Камю. Жанр постановки режиссер определяет как "экзистенциальный панк". Что это такое - попытались выяснить "Новости культуры".



Для него – это очередные ступеньки, ведущие в очередной фестивальный зал. Неважно в какой, потому что сценическое пространство Явор Гырдев тщательно выстраивает сам. Каждый раз, для каждого спектакля. Сейчас - это красный восьмиугольный шатер и маленький амфитеатр, заимствованный из древнеримской архитектуры. В 2004-м, когда он показывал в Москве "Человека-подушку" Мартина Макдонаха, Гырдев построил на сцене прозрачный куб, заключив туда все действие, отгородив четвертой стеной свою интерпретацию пьесы.

Явор Гырдев, режиссер (Болгария): "Сам образ, игра меняется в зависимости от расположения. "Человек подушка" – это 100-процентный метод Станиславского. Мы использовали архитектуру древних римлян...аудитория близко ..."

В эту красную, немного зловещую атмосферу, сразу погружается зритель, робко рассаживаясь на непривычно расставленные сиденья зрительного зала. Калигула как исторический и мифологический персонаж заинтересовал Гырдева еще в школьные годы. И побудил, как рассказывает режиссер, получить специальное образование.

Явор Гырдев, режиссер (Болгария): "Я так заинтересовался этой династией, что кандидатствовал в школе с классическими языками 5 лет. Учил латынь, старославянский, древнегреческий, из всего заинтересовался, произошло образование".

Пьесу Камю он ставит без купюр и вольных дополнений. Хотя Гырдев про Калигулу знает, наверное, все, что только возможно знать нашему современнику. Когда-то в студенческие годы он даже написал пьесу про коня римского императора, выполняя всего лишь задание профессора. В его спектакле, правда, таких деталей нет. Он ставит Камю предельно жестко, честно, и, порой, даже физиологично.

Правда, обнаженный Калигула – вовсе не эпатаж, и мертвая Друзилла пугает меньше, чем приставленный к горлу актера нож. Уж слишком близко и реалистично это происходит.

Явор Гырдев, режиссер (Болгария): "Он старается быть честным, честный человек во власти – чудовище, а если компромиссный, жизнь – беспринципна. В этом и трагедия Калигулы".

Одетые в шинели и резиновые сапоги персонажи, окрашенные в красное – с черно-белой символикой цвета – все это отправляет к тому, о чем и писал Камю. Гырдев не скрывает, что его интересует социальный, и даже политический театр. А Калигула одновременно как диктатор и бунтарь, восставший против своего же режима.

Явор Гырдев, режиссер (Болгария): "Там есть аллюзии тоталитарного режима и у нас в спектакле это есть ... Это антиутопическое тоталитарное государство, которое всегда может сложиться в историческом контексте".

Сейчас Гырдев занят кинопроектом, после дебютного черно-белого "Дзифта", получившего Святого Георгия на ММКФ, он решил снять картину о Болгарии 80-х. Но вполне возможно, что режиссер поставит что-то в Москве, переговоры с одним из столичных театров уже идут. И не стоит сомневаться, в нем он тоже выстроит свое особое пространство.

Все материалы темы>>>