16.11.2009 | 19:38

Ленинград 1970-х в работах Рихарда Васми

Рихард Васми – это имя практически не знакомо широкому зрителю, зато в среде искусствоведов и художников мастер известен как классик ленинградского андеграунда. Его судьба типична для нонкомформистов тех временя: работа в типографии и котельной, творчество только для души и ни одной выставки при жизни. Поэтому открывшаяся экспозиция в Петербурге, на которой представлена живопись и графика Васми, воспринимается сегодня не только как дань памяти художнику, а как восстановление справедливости. Рассказывают "Новости культуры".

Точная, уверенная линия, локальные цветовые пятна, сдержанные краски, никаких лишних деталей. Ясная композиция, техника без изысков. Это отличительные черты живописи и графики Рихарда Васми. Работы отражают северный темперамент автора, его эстонские и финские корни. Искусствоведы сразу же увидят массу влияний, например, французской живописи начала ХХ века и особенно городских пейзажей Альбера Марке. В такой манере работали художники довоенного Ленинграда, творческим наследником которых и стал Васми.

В доме на Мойке Рихард Васми жил в одной коммунальной квартире с Николаем Лапшиным – художником и иллюстратором. В первую же блокадную зиму Лапшин умер от голода. Впоследствии Васми, не получивший академического образования, называл Лапшина своим учителем.

Васми недолго учился в архитектурном техникуме, затем устроился рабочим на полиграфическую фабрику. Третий этаж в Эрмитаже тогда был закрыт – картины импрессионистов можно было увидеть только в журналах, которые, каким-то чудом, попадали в Ленинград из-за рубежа. Валентин Громов вспоминает, как однажды дома у Васми они устроили выставку самого Пикассо.

"Собрали репродукции Пикассо – у кого что было в папках – и рассматривали. Разбрасывали по полу и рассматривали эти работы", – рассказывает Валентин.

Пятьдесят лет назад художественная жизнь в Ленинграде в корне отличалась от современной. Творцы – особенно не признанные официально – встречались очень часто. Показывали друг другу свои работы, обсуждали их, вместе ходили на этюды. Считалось правильным поддерживать молодые дарования.

"Вот эти религиозные картины – "Тайная вечеря", "Чудесный улов", еще один "Чудесный улов" – созданы в зависимости от картин Владимира Стерлигова 1951 года и связаны сюжетом и композиционно", – показывает искусствовед Елена Спицына.

На излете советской эпохи Рихард Васми в среде художников Ленинграда был признан классиком. Его навещали, беседовать с ним почитали за честь. Любительская съемка была сделана в знаменитом сквоте на Пушкинской улице в середине 1990-х. У Васми там была мастерская. Он жил, не обращая внимания на быт, был немногословен и даже мрачен. Несмотря на многочисленные художественные влияния, творчество Рихарда Васми очень выразительное. Мало кто рисовал такой Ленинград: темные окраины, индустриальные пейзажи, и наводящая тоску Зимняя канавка.