17.11.2009 | 12:01

В Маринке состоялась премьера оперы "Женщина без тени"

Опера "Женщина без тени" - одно из самых загадочных произведений Рихарда Штрауса. Причудливая, наполненная сложной символикой философская сказка сложна и в постановке, и в исполнении. По-видимому, из-за этого в России опера никогда не ставилась. Но маэстро Валерий Гергиев, как известно, легких путей не ищет. Премьера оперы "Женщина без тени" состоялась сегодня в Мариинском театре. Из Петербурга сообщают "Новости культуры".



Петербургская публика, привыкшая к смелым постановкам Валерия Гергиева, давно ждала "Женщину без тени". Худрук Мариинского театра воспитал на немецких романтических операх уже целое поколение меломанов, поэтому нет ничего удивительного в том, что на премьеру самого сложного, крайне длинного и невероятно запутанного произведения Рихарда Штрауса билетов не достать.

Публика собирается за час до начала спектакля. В зале, наряду с музыкантами и критиками, - обычные любители оперного искусства.

- "Штраус очень мало известен русскому зрителю. Его не исполняли в Советском Союзе, потому что он был министром культуры Гитлера".

- "Я люблю Рихарда Штрауса. И команда очень хорошая постановочная".

- "Премьера такой оперы в России — это событие".


Алексей Парин, музыкальный критик: "В России она имеет все больше шансов на успех, потому что в этой опере есть очень сложная символика, которая присуща этому городу".

Пока собирается публика, ударник Михаил Песков пробует, как будут звучать из ложи ветродуй и лястра - инструменты, которые часто появляются в "большой опере". В партитуре более сто оркестровых голосов. Группе ударных приходится осваивать новое пространство.

Михаил Песков, солист-инструменталист оркестра Мариинского театра: "Ну, это Валерий Абисалович нас сюда поставил. Состав большой в яме не умещаются. У нас 9 человек барабанщиков. В той ложе тоже комплект".

Валерий Гергиев всегда берется за самое сложное. Мариинский театр уже неоднократно доказал, что Вагнер и Штраус ему по плечу, а оркестр под руководством маэстро может справиться с любой партитурой.

Валерий Гергиев, музыкальный руководитель и дирижер постановки: "Мы предприняли определенные усилия, чтобы произведения Штрауса в принципе звучали здесь. И "Саломея", и "Ариадна на Наксосе" и, может быть, еще более сложная "Женщина без тени"".

Эту постановку действительно можно назвать самой амбициозной из всех, уже состоявшихся в Мариинском театре. Работали над ней уже проверенные Гергиевым люди во главе с режиссером Джонатаном Кентом.

Джонатан Кент, режиссер-постановщик6 "Это наша вторая постановка здесь. Первая была тоже опера Рихарда Штрауса "Электра". Я с большим удовольствием работаю в Петербурге, в этом проникнутом романтикой театре. Гергиев феноменально дирижирует операми Штрауса. А "Женщина без тени" - это вызов нам всем, такая сложная, многомерная постановка".

Эта опера писалась во времена расцвета психоанализа. Художники были увлечены идеями Фрейда и Юнга. Тень - это символ плохо осознаваемых желаний, которым можно следовать только вопреки долгу. Неслучайно в опере параллельно сосуществуют два мира - банальный, тяжелый и обыденный мир красильщика и его жены; и сказочный, воображаемый мир императора и императрицы.

Млада Худолей, исполнительница партии Императрицы: "Тут намешано много с разными философскими идеями, а, в принципе, все очень просто. Человек, душа просит у царя духов воплощения в обычном мире людей, и за это право иметь потомство, счастливую жизнь и оставить после себя наследников - нужно немного пострадать и заслужить это".

В популярности "Женщина без тени" уступает другим оперным произведениям Штрауса. Несмотря на то, что даже сам автор сравнивал оперу с "Волшебной флейтой", в ней отсутствует мудрая простота и поэтическая наивность моцартовского шедевра. Вокальные партии очень сложны, временами кажется, что композитор не думал об ограниченных возможностях человеческого голоса и писал каждую партию в очень широком диапазоне.

Август Амонов, исполнитель партии императора: "Это высочайшая тесситура и очень плотный оркестр, который нужно постоянно "пробивать", иначе просто не будет в зале слышно".

Герои оперы, пытающиеся отыскать свое место в обществе, женщина, выбирающая между карьерой и семьей, - темы, весьма актуальные и сегодня. Эта опера была создана Рихардом Штраусом во времена духовного вакуума, неопределенности, хаоса и разочарований. Композитор безоглядно верил в великую силу искусства. Ему принадлежат слова: "Когда духовные ценности уступают материальным, когда эгоизм и ненависть правят миром, музыка способна совершить многое, чтобы вернуть любовь роду человеческому" .

Читайте также: В Мариинском театре поселилась "Женщина без тени"

Дина Кирнарская о премьере оперы "Женщина без тени"