17.11.2009 | 13:07

Уникальный декор Большого театра в руках реставраторов

Одновременно с началом реконструкции здания Большого театра специалисты приступили к восстановлению его уникальных исторических интерьеров. Панели, люстры, колонны, детали лож и другие элементы декора были демонтированы и вывезены в специальные мастерские. Сейчас там идет кропотливая работа по их обновлению. Рассказывают "Новости культуры".



"Не навреди" – так звучит главная заповедь реставраторов. Сначала они тщательно изучают предметы, которые оказались в их руках, – тем более, если это раритеты из Большого театра. В одной из мастерских идет реставрация колонн царской ложи. Они были сделаны из папье-маше – материала, который помогает сохранить отличную акустику залов. Колонны расчищают от наслоений. В ход идут скальпели и наждачная бумага.

"Поскольку реставраций было много, старый пигмент мы расчищаем до основания, до папье-маше, счищаем золото, левкас", – поясняет реставратор Ольга Миронова.

Уже полностью отреставрированы 84 гирьки – детали, которые украшают все ярусы Большого театра. Но вот как реставрировать столики, пока не решили. Остался вопрос: сохранять ли старый исторический левкас, или снимать все наслоения?

"Левкас, который был положен 150 лет тому назад, и современный, могут не ужиться вместе. Потому что старый левкас, как камень, и, возможно, пойдут трещины, что нам показали опытные образцы", – рассказывает руководитель декоративно-прикладных мастерских Ирина Чапанова.

Единственное, что реставраторы заменяют без сожаления, это детали из гипса. Вместо этого материала используют дерево. Часто в ход идет липа. Это податливый материал, из которого можно вырезать любые детали. После восстановления детали покрывают золотом.

"В такой книжечке по ГОСТу выпускается сусальное золото. Легкое, специально для интерьеров. Мы его кладем на подушку. Подушка сделана из конского волоса и замши. Специальный нож для позолочек, который заточен со всех сторон", – продолжает Ирина Чапанова.

В столярной мастерской заняты реставрацией балюстрад и панелей, предназначенных для стен и потолка. За долгое время многие панели превратились в обломки, поэтому их можно использовать лишь частично. Для реставрации берут прочную резонансную ель.

"Это материал очень дорогой, и склеивать его надо очень аккуратно, соблюдая направления волокон. Трудная работа", – признается реставратор Александр Баринов.

В мастерской по металлу восстанавливают вентиляционные решетки. Большинство из них ровесники Большого театра. Со временем некоторые решетки почернели, на них появились пятна, стал отслаиваться цинк.

"Сейчас протираем керосином. Потом легче отслаивается. Потом будут моющие растворы, потому что механически можно нарушить авторский слой", – говорит реставратор Олег Кунич.

Пока идет реконструкция Большого театра, четыре десятка реставраторов восстанавливают его интерьеры так же тщательно и искусно, как в XIX веке это делали их создатели.