18.11.2009 | 10:50

80 лет со дня рождения Антонины Дмитриевой

Сегодня исполнятся 80 лет со дня рождения народной артистки России Антонины Дмитриевой. Известность ей принесла роль стервозной пионервожатой в фильме Александра Митты "Друг мой, Колька!". Правда, она довольно редко снималась в кино - ее перфекционизм, и совсем "не киношная" самоотдача часто изумляли режиссеров. Она была одной из первых учениц Анатолия Эфроса и всю жизнь оставалась верной своему мастеру, за которым следовала из театра в театр. Рассказывают "Новости культуры".



Александру Митте навсегда запомнился его первый опыт работы с театральной актрисой. На роль пионервожатой в свой дипломный фильм "Друг мой, Колька!" он пригласил Антонину Дмитриеву, которую увидел в той же роли, но на театральной сцене.

На съемочной площадке с ней было не просто. Актриса Анатолия Эфроса привыкла к долгой работе над ролью.

Александр Митта, режиссер: "Они все время репетировали, пробовали и разминали характер, углублялись в него. И на съемке ей всегда не хватало, ей не хватало репетиций. Ей не хватало еще одного дубля".

В 60-х – 70-х годах труппа Анатолия Эфроса блистала на всю Москву.

Александр Митта, режиссер: "Поражали и спектаклями, и трактовками ролей, и тем, как много про человека может сказать актер и режиссер вместе, когда они вооружены методом Станиславского, когда они вооружены социальным анализом, и когда они хорошо знают эту жизнь".

Такую же схему работы над ролью Антонина Дмитриева старалась перенести и на съемочную площадку. Например, строгая и бескомпромиссная пионервожатая в какой-то момент предстает перед зрителем одинокой и несчастной женщиной.

Театр на Малой Бронной – последнее место работы Антонины Дмитриевой. Она пришла сюда одновременно с актером Виктором Лакиревым. Впервые они встретились еще во время подготовки спектакля "Друг мой, Колька" в Центральном детском театре.

Виктор Лакирев, заслуженный артист России: " Спектакль шел, я думаю, 3 раза в неделю, не меньше. Потому что все должны были его посмотреть, все хотели его посмотреть. Вы знаете, ну она там открылась".

В нескольких спектаклях он играл с Антониной Дмитриевой и всегда с упоением наблюдал за ее работой.

Виктор Лакирев, заслуженный артист России: "У меня такое ощущение, будто между ней и партнером стальной шест какой-то, на котором можно повиснуть. Вы понимаете? Это было непередаваемо".

Антонина Дмитриева умела общаться не только с партнерами, но и со зрителями. Прямой контакт с залом ей был необходим, вспоминает Виктор Лакирев. Возможно, поэтому в судьбе актрисы театр в споре с кинематографом побеждал чаще. А самой яркой киноролью стал образ вожатой в фильме Митты.

Александр Митта, режиссер: "Такой я ее запомнил: веселая, жизнерадостная, отчаянная, способная к глубоким переживаниям, к отчаянию. И крайностям человеческого характера. Вот такой, какой должна быть настоящая актриса для того, чтобы показать вам глубину жизни".