18.11.2009 | 11:30

"Оргия толерантности" - на фестивале "NET"

Международный фестиваль "NET" приглашает на "Оргию толерантности" - постановку знаменитого бельгийского хореографа и режиссера Яна Фабра. Непревзойденный мастер художественных провокаций, он скрупулезно собирает и классифицирует фобии и наваждения современного человека. А затем бросает их в лицо публике. Любое произведение Фабра раскалывает зрительный зал на почитателей и возмущенных. В спектакле "Оргия толерантности" он откровенно издевается над одним из ключевых понятий европейской демократии. Рассказывают "Новости культуры".



Ян Фабр – радикальный художник и до мозга костей европеец. Порожденная европейским обществом идея толерантности нуждается в радикальной критике, решил он два года назад и придумал спектакль "Оргия толерантности". Название говорящее, и ни слова из него не выкинешь.

Ян Фабр, режиссер (Бельгия): "Поймите, я не против толерантности, но я не одобряю оргий. А ведь мы переживаем настоящую оргию толерантности. В моем родном Антверпене невиданную силу вдруг набрали экстремисты. Что заставляет нормальных фламандских граждан голосовать за радикально настроенное меньшинство? Толерантность, которая стала нормой. Но мне это все вовсе не кажется таким уж нормальным. Я считаю, демократия имеет право на защиту".

Свою защиту Фабр строит на юморе и гротеске. Толерантность напрямую связывает с потреблением и телешоу. Дизайнер поправляет крест Спасителю, - рекламная фотосессия. Тележки из супермаркета – партнеры в вальсе под музыку Штрауса. Любовный дуэт дивана Честерфильд и дизайнерской сумки, - сцены этого радикального балета. Возвышенные моменты – коллективное падение на диван перед телевизором, и, наконец-то, бунт против чудовищ, которые порождает терпимость, - против лицемерия и равнодушия.

Нарушитель табу и любитель шокировать - Фабр исследует и пределы терпимости театральной публики. На "Оргию" даже действует возрастное ограничение – от 21-го и старше. Выясняется, что границы толерантности совпадают с границами тела и кошелька современного человека. Если Фабр своим зрителям не дает покоя, то можно представить, что он делает со своими артистами.

Седерик Шаррон, танцовщик (Бельгия): "Фабр - мастер застать врасплох. У него возникает идея, и готов - не готов, должен реагировать немедленно, быстро и точно. Мы постоянно на страже".

Своих танцоров Фабр на полном серьезе называет воинами красоты, а себя - ее слугой и продолжателем главной бельгийской традиции, фламандской живописи. Его спектакли не зря сравнивают с фресками, аллегорическими сценами и полотнами Возрождения. Искусству композиции режиссер Фабр учился у Ван Эйка, Ван Дейка, Рубенса и Босха.

Ян Фабр, режиссер (Бельгия): "Посмотрите на картину Босха "Корабль дураков", которая в Лувре хранится, - небольшого формата картина, но сколько в ней иронии! Босх – верующий католик и добропорядочный гражданин - не боится критиковать и церковь, и власть. Но кроме социальной критики, потрясающее воображение".

Неуемное воображение Фабра на почве социальной критики дает благие всходы. "Оргия толерантности" пользуется успехом самых разных театральных фестивалей Европы. Посмотрим, как примет спектакль Москва.

Все материалы темы>>>