05.07.2012 | 15:55

"Коппелия" Ролана Пети в Москве

Премьерой «Коппелии» закрывает сезон Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Впервые балет на музыку Делиба и сюжет одной из самых мрачных новелл Гофмана поставил Артур Сен-Леон в Гранд-Опера в 1870 году. История любви и обмана, где «куклы так похожи на людей», вдохновила многих хореографов – в том числе и великого Ролана Пети. Перенос этой версии на сцену Театра Станиславского осуществил ассистент мастера Луиджи Бонино. На одной из последних репетиций побывали «Новости культуры». 

Никогда еще люди и куклы не были так близки, как в этом балете. Впрочем, персонаж появился благодаря грустным обстоятельствам. Когда Ролан Пети ставил балет на свою музу и жену Зизи Жанмер, балерина получила травму. Надо было срочно выходить из ситуации. Тогда-то и появилась эта кукольная Сванильда, которая со временем даже потеснила балерин, заняв главное место в балете.

Здесь три куклы, и все Сванильды. Деревянная обречена – в конце она разлетится на куски. Тряпичной Сванильде повезло больше всех: она здесь на правах настоящей балерины. Луиджи Бонино, ассистент Ролана Пети, не только переносит балет на московскую сцену, но и сам выйдет в партии Коппелиуса. Придирчиво оценивает новую партнершу, с которой предстоит танцевать. 

«Она не такая удобная и легкая. Жесткая, а нужно чтобы она была тряпичная. Ее нужно довести ее до ума, чтобы была красивой, ведь Коппелиус влюблен в нее», – говорит постановщик балета Луиджи Бонино.

У кукол лица балерин. Эрика Микиртичева до сих пор не может привыкнуть к своему двойнику. Лицо делали не по фотографии, а с помощью маски. Куклы получили лица людей, а балерины научились двигаться, как куклы.

«Все эти движения кукольные. Мы ходим, как куклы, стоим», – отмечает солистка Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Эрика Микиртичева.

Кто есть кто: кукла или балерина? Сразу не разберешь. Настоящая Сванильда – тайная любовь Коппелиуса. Пети обожал этого чудака, выходил в этой партии до последнего, когда ему было уже далеко за семьдесят.

Иллюзию волшебства в спектакле создает не идеальная механика, а люди. К примеру, волшебный шкаф управляется вручную. Это сейчас «Коппелия» Пети признана классикой, а в 1975 году балет возмутил классическую среду. И все потому, что Пети разбавил академический танец легкомысленным варьете.

«Ролан Пети позволил себе сломать некоторые классические па и в том числе ввел прелестных балерин в пачках, исполнявших движения из твиста,  которые завоевали весь мир», – поясняет начальник отдела по зарубежным связям Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Ирина Черномурова.

В репертуаре  Театра Станиславского и Немировича-Данченко «Коппелия» впервые появилась в июне 1975 в постановке Алексея Чичинадзе. Тогда же Ролан Пети поставил балет для своей труппы в Марселе. В театре гадают, случай это или совпадение. Премьера «Коппелии» почти совпала с днем памяти хореографа, который ушел год назад, 10 июля.