19.11.2009 | 20:36

Юбилейный марафон театра "АХЕ"

Петербургский инженерный театр "АХЕ" открывает сегодня фестиваль своих спектаклей. В марафоне, посвященном двадцатилетию театра, участвуют одиннадцать постановок: "Каталог героя", "Белая кабина", "Господин Кармен", "Фауст в кубе" и другие. Многие из них принесли "АХЕ" престижные премии международных театральных смотров – в том числе "Золотой маски", Дублинского фестиваля и Эдинбургского Фринджа. Пресс-портрет одного из самых неординарных российских театров составили "Новости культуры".



Этот театр стал известен в подростковые четырнадцать, прописку получил в семнадцать, а к двадцати готов заявить о своей концепции, хотя раньше декларировал, что ее нет. На сцене не дипломированные актеры или режиссеры. Максим Исаев и Павел Семченко – художники и признанные мастера невербального театра. Их визуальное послание к зрителю каждый может понять по-своему.

Пространственные ребусы особенно нравятся молодой аудитории. В зрительном зале почти всегда собираются ровесники "АХЕ" и его спектакля "Пух и прах". Юбилейный марафон открылся одной из самых старых постановок.

"Я был вот такого роста, у меня были кудри и усики. Я был влюблен в трех девушек сразу, но у нас не было ни одной актрисы в то время, и мы придумали с одной девочкой и двумя мальчиками спектакль про одинокие сердца", – рассказывает Павел Семченко.

У "АХЕ" особенная сценография. В постановках всегда присутствует доля фарса и абсурда с разным настроением.

"Если мы пытались двадцать лет выработать свой язык и занимались поиском, то теперь, наверное, пора вырабатывать какие-то внятные высказывания", – говорит Максим Исаев.

Театр, который родился и живет в Петербурге, не так часто играет там свои спектакли. Первые годы на малой родине вообще ничего не показывали, так как не было своего помещения. Аренда театральных подмостков обходилась дороже, чем в Москве. Спектакли возили в европейские столицы. Кочевая жизнь была трудной, но успешной – в чемоданы сложили несколько "Золотых масок". Потом появилась "Антресоль" – собственная площадка на Васильевском острове. В юбилейной программе будет показано десять постановок, большинство из которых на этой сцене никогда не играли.

Другие масштабные проекты на "антресоли" не сложишь. Чтобы увидеть их, придется лететь в Мехико или Глазго.

"Например, спектакль "Синелоко". Монтаж занимает две недели, поскольку зрители все сидят на платформе, которая едет мимо четырнадцати павильонов. В павильонах разыгрываются всевозможные действия, актеры переходят из павильона в павильон, такой спектакль-путешествие. Мы надеемся, что этим летом или осенью в Киеве удастся сделать", – замечает Максим Исаев.

Инженерный театр признали и критики, и коллеги. От любопытного внимания они постепенно перешли к сотрудничеству. В Мариинском театре идет "Конек-Горбунок". Оформление к музыке Родиона Щедрина придумал Максим Исаев. В Александринке поставили "Садоводов" – историю блоггеров. На сцене Эрмитажного театра вообще родился новый жанр – опера-танго "Мария де Буэнос-Айрес". Режиссер Андрей Могучий назвал ахейцев "кладезем идей", прибавив: "Когда кажется, что возможности театра исчерпаны или даже ограничены, нужно смотреть спектакли "АХЕ"".

Читайте также:
Русский инженерный театр "АХЕ" отметит в Петербурге 20-летие