20.11.2009 | 13:19

Наталья Шпиллер: "Великой была Нежданова, а мы все только хорошие"

Критики называли голос Натальи Шпиллер ангельским, отмечая не только чистоту пения, но и поразительное музыкальное чутье. Исполнилось 100 лет со дня рождения певицы. На протяжении нескольких десятилетий вокальное мастерство Натальи Шпиллер приводило в восторг зрителей Большого театра. В эту труппу она поступила в 26 лет и осталась верной ей до конца жизни. Рассказывают "Новости культуры".



Она могла бы стать первой исполнительницей легендарной песни "Катюша". Музыканты, которые слышали, как Наталья Шпиллер выводила строки про яблони, груши и туманы над рекой, не скрывали восторга. Но песню "Катюша" Наталья Шпиллер на сцене не исполнила, посчитав, что работа в так называемом "легком жанре" может навредить оперной певице. Другое дело – романсы.

"Она была примером для нас. Когда сегодня слушаешь ее запись, ощущаешь ее высокое мастерство как певицы, высочайшее владение техникой вокальной и потрясающее бережное отношение к слову", – говорит народная артистка СССР Маквала Касрашвили.

На сцене Большого театра Наталья Шпиллер блистала 23 года. Она создала целую галерею образов, среди которых – Микаэла, Татьяна, Маргарита, Чио-Чио-сан, Марфа. Исполняя эти партии в десятый, сотый раз, она пела каждый раз так, будто это премьера.

"Я очень хорошо помню "Царскую невесту". Когда она делала шаг вперед, видно было, как под гримом она белела оттого, что выбрана в Царские невесты, отшатывалась", – вспоминает Мария Кнушевицкая, дочь Натальи Шпиллер.

Критики провозгласили Шпиллер универсальной певицей, которой подвластна любая из партий для сопрано. Она же, подчиняясь строгому режиму жизни вокалистов, наотрез отказалась от двух заманчивых, но опасных для голоса ролей – Лизы в "Пиковой даме" и Аиды. Хотя и выучила эти партии.

"Она долгие годы была председателем комиссии по охране голосов, она воевала с директорами, дирижерами, потому что голос – вещь очень нежная, деликатная, и оперным голосам не все партии подходят", – продолжает дочь певицы.

Свой опыт и вокальную технику Наталья Шпиллер решила передать ученикам. Но, чтобы преподавать, нужен был диплом, а Киевскую консерваторию Наталья Шпиллер в свое время так и не закончила – слишком много было работы. Тогда, спустя двадцать лет, звезда Большого театра вернулась на студенческую скамью.

"Я очень хорошо помню, как она учила по билетам. Вместо сольного выступления она пригласила всю кафедру на свой сольный концерт в Большой зал консерватории", – рассказывает Мария Кнушевицкая.

Получив в Московской консерватории диплом с отличием, Шпиллер сказала: "Спасибо за честь, но я все же выпускница Киевской консерватории". А когда позже на одном из концертов ее называли великой – возразила: "Великой была Нежданова, а мы все только хорошие".