20.11.2009 | 19:30

Музыка советской эпохи в Петербургской филармонии

Абонемент Петербургской филармонии "По странам мира с оркестром" продолжает давнюю традицию музыкальных путешествий. Феномен "странничества" как удела отверженных или баловней судьбы дает возможность представить панораму музыкальной культуры в географическом, временном и стилевом направлениях. Англия, Франция, Германия, Италия – однако на этот раз была выбрана страна, которой больше нет на карте мира – СССР. "Музыка советской эпохи" прозвучала в Большом зале Петербургской филармонии. Рассказывают "Новости культуры".



Одно из самых загадочных произведений Николая Мясковского "Кремль ночью" не исполняли много десятилетий. Эта кантата-ноктюрн была написана в 1947 году. Вряд ли сочинение было заказано композитору. Дворянин Мясковский, переписывавшийся с Прокофьевым то на французском, то на немецком, чтобы письма было трудно перлюстрировать, не мог относиться лояльно к Советской власти, но хотел быть нужным и исполняемым. Вскоре кантату запретили – главным образом из-за текстов поэта Васильева: "Мимо пестрых узорочий, под граненый свод, прямо к Сталину в рабочий кабинет идет". Произведение получилось мрачным и пророческим. В 1948 году вышло знаменитое постановление о формалистах в музыке.

"Кремль не только правительство, но и кладбище. Мясковский гениален, чувствуется, что у Победы есть оборотная сторона", – говорит дирижер, заслуженный деятель искусств России Владимир Зива.

Специалисты называют Мясковского "незаслуженно забытым". Помимо сочинительства, он много лет преподавал в Московской консерватории. В нынешний концерт включили и произведения его учеников – Арама Хачатуряна и Андрея Эшпая.

"Этот концерт важен потому, что вспоминают имя, без которого бы не было композиторской школы, – Мясковского", – замечает композитор, народный артист России Андрей Эшпай.

Партию фортепиано во Втором концерте Эшпая исполняет внучка композитора Мария. В Петербург на этот вечер приехала вся семья: сам 84-летний композитор и его младший сын с женой – актрисой Евгенией Симоновой.

Евгения Симонова родилась в Ленинграде и жила здесь до пяти лет. Вспоминает, как в Филармонии слушала выступления своего старшего брата. "Я помню этот зал 50 лет назад", – рассказывает она.

Второй концерт Андрея Эшпая, написанный в 1972 году, эмоциональный и изящный. По мнению критиков, в нем чувствуется и школа Мясковского, и знание джаза. Задействованы все инструменты оркестра: от флейты до виброфона. Интересно, что в Ленинграде этот концерт в свое время исполнял сам композитор.