20.11.2009 | 19:35

К 300-летию создания Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Одна из самых крупных коллекций знаменитого мейссенского фарфора хранится в Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля. Небольшую ее часть – более двухсот экспонатов – готовят к выставке. Она будет посвящена 300-летию со дня основания Мейссенской мануфактуры – первого в Европе фарфорового завода, мастера которого снискали поистине мировую славу. Многие раритеты публика увидит впервые, некоторыми до сих пор занимаются реставраторы. Что хранит омская сокровищница? "Мейссенское чудо" детально рассмотрели "Новости культуры".



Участником реставрационного совета музея станет… биолог. Его познания, как ни курьезно это выглядит, потребуются при восстановлении фарфоровой обезьяны. Этот экспонат сильно пострадал в 30-е годы, когда в Омск везли раритеты из национализированных после революции музейных фондов. Вот это клеймо - знаменитые на весь мир мечи - уже триста лет является знаком Мейсенской мануфактуры – первого в Европе фарфорового завода. Раскрытый тогда в Саксонии великий "китайский секрет", превратил Дрезден времен правления Фридриха Августа II, как говорили иностранцы, в "немецкую Флоренцию". По заказу курфюрста немецкие мастера сотворили фарфоровый зверинец. С тех пор животные и птицы, выполненные в натуральную величину, пользовались большим спросом, в том числе и у российской знати. Еще одно ноу-хау Мейсенской мануфактуры - фарфоровые цветы. Ими украшали предметы интерьеров дворцов Дрездена.

Иван Гольский, сотрудник Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля: "Здесь сохранилась наклейка. Но, к сожалению, фрагмент ее утрачен. Мы имеем номер описи, номер комнаты, номер вещи и фрагмент надписи, что это было за сооружение – две последние буквы "ЧА""

Такой изысканный консольный столик, скорее всего, мог украшать интерьеры одного из пригородных дворцов Петербурга. И то самое "ча", возможно, - окончание слова "дача", летняя резиденция. Признаки дворцового стиля – даже в выборе материала окантовки столешницы. Фарфоровое цветочное кружево прекрасно оттенял бархат. Вот только определить его оттенок оказалось непросто.

Елена Галенбикова, реставратор Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля: "Мы сначала думали, что ткань темно-золотистая, ближе к коричневому, охристому. А когда раскрыли фрагмент фарфоровой вставочки, увидели, что на самом деле ткань просто выцвела. Была она на самом деле темно-вишневая. Сейчас мы можем найти точно такой же по цвету бархат современный".

Предстоит подумать и над тем, как превратить этот некогда статичный предмет интерьера в мобильный музейный экспонат, и представлять его на выставках. Фарфоровые творения мейсенских мастеров способны украсить любую экспозицию.