20.11.2009 | 19:39

Архитектурные фантазии Пиранези в Петербурге

"Пиранези и пиранезианство" – уникальная коллекция старинных гравюр выставлена в особняке Румянцева в Петербурге. Свои самые знаменитые работы – "Гротески" и "Фантазии на темы темниц" – Пиранези создал в середине XVIII века. Несколько десятилетий посвятил "Видам Рима". Шестьдесят офортов из этой серии представлены сегодня публике. Рассказывают "Новости культуры".



Современники могли бы обвинить мастера в искажении фактов: он соединял памятники, в реальности находящиеся далеко друг от друга, разрушал здания и по-своему реконструировал старинные замки. В своих архитектурных фантазиях Пиранези был невероятно дерзок.

"Это была все-таки работа художника, а не археолога. Именно в этом качестве он нам и ценен, потому что Пиранези является создателем совершенно особого вида искусства. Это архитектурная графика. Это не просто изображение вида городов, это не просто чертежи, по которым строится здание, а это работы художника, который представляет архитектуру", – говорит куратор выставки Юлия Демиденко.

Нельзя не оценить влияние Пиранези на петербургское зодчество. Так, в начале ХХ века в городе предлагали открыть первые общественные бани наподобие римских терм и огромный крытый стадион на пятнадцать тысяч зрителей, аналогичный Колизею. Проекты не были реализованы из-за начавшейся Гражданской войны. Тем не менее, экспозиция в Румянцевском особняке позволяет говорить о таком явлении в отечественной архитектуре как "пиранезианство".