20.11.2009 | 23:40

На сцене - оркестр имени Светланова и Алена Баева

Бетховен – композитор хрестоматийный. Кажется, что донести до публики что-то новое о нем просто невозможно. Неизвестных сочинений у него нет. Количество интерпретаций Бетховена, включая выдающиеся, можно назвать изобилием. Но дирижер из Германии Петер Гюльке, российская скрипачка Алена Баева и Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова искали и нашли нечто новое в известной музыке классика. Звучали Концерт для скрипки с оркестром и симфония номер Восемь. Рассказывают "Новости культуры" .



Петер Гюльке - дирижер с большим опытом и разнообразной географией гастролей. В Москве, в Большом зале консерватории, выступает второй раз.

Петер Гюльке, дирижер (Германия): "Много лет назад я приезжал еще в Советский Союз с оркестром Восточной Германии. Играли современных немецких композиторов".

И на этот раз маэстро приехал с немецкой музыкой, с Бетховеном, о котором недавно написал книгу. Но первое, чем Петер удивил съемочную группу "Новостей культуры" – это знание русского языка. Однако говорить по-русски все же не решается. Не было возможности общаться с русскими людьми, объясняет он, больше читали, учили наизусть речи Сталина, стихи русских поэтов. Пушкина Петер Гюльке помнит до сих пор.

Петер Гюльке, дирижер (Германия): "Мое чтение не совершенно".

В отличие от Петера Гюльке Алена Баева только приступает к постижению музыки Бетховена. Она считает, что его Скрипичный концерт может исполнить только зрелый музыкант. И дала себе слово выучить его попозже, когда будет опыт и жизненный и музыкантский. Но не удержалась, выучила. И сразу предложила свое оригинальное видение этого шедевра скрипичной музыки.

Алена Баева, скрипачка: "Я отношусь к нему, как к камерной музыке. В этом концерте, как ни в одном другом, скрипке отдано так мало тем. У нее то, что вокруг тем, между ними, во время, а сами темы отданы оркестру. Удивительное и уникальное произведение".

Для Алены Баевой – это третье исполнение Концерта Бетховена, для Петера Гюльке - бессчетное. Они принадлежат к разным поколениям и разным исполнительским школам, но, слушая их, об этом не думаешь.

Скрипичный концерт Бетховена знает множество интерпретаций, Алена Баева предложила еще одну, весьма убедительную. "Она - хорошая скрипачка, у нее большое будущее", считает маэстро Гюльке.