20.11.2009 | 23:50

Выставка "Ленинградская станковая литография"

Имена и произведения некоторых экспонентов выставки, которая открылась сегодня в Москве, многим знакомы с детства. В экспозиции под названием "Ленинградская станковая литография" представлены работы классиков советской книжной графики – Юрия Васнецова, Евгения Кибрика, Владимира Конашевича, Валентина Курдова, Евгения Чарушина. Помимо этих хрестоматийных листов представлены станковые произведения мастеров эстампа. Публика познакомится с творчеством художников ленинградской школы литографического искусства, довоенной поры. Сообщают "Новости культуры".



Казалось бы, безнадежное дело - открыть в 30-е годы экспериментальную мастерскую. В это время уже произошло упразднение всех творческих группировок. Тем не менее, при Ленинградском союзе художников появляется мастерская, цель которой - сделать искусство доступным для всех. Литографии должны были выполнять ту же роль, которую в свое время сыграли народные лубки. Их вывешивали в различных учреждениях, больницах, детских садах, украшали дома граждан. Тем не менее, наглядно-агитационную функцию вряд ли они выполняли. На литографиях редко можно было увидеть сюжеты на политические или социальные темы.

Наталья Козырева, зав. отделом рисунка и акварели Государственного Русского музея: "Так получилось, что если сам эстамп был ориентирован на массовость, то по сюжетам это было камерное искусство. Там были портреты, пейзажи, интерьеры, детский лубок".

В мастерскую пришли лучшие графики и живописцы, которые в 30-е годы оказались не у дел. Для них мастерская стала отдушиной в период соцреализма. Живописцы привнесли в графику свои приемы. И черно-белая литография с их помощью обрела цвет. Николай Тырса разработал специальную технологию, когда цветной лист печатался с семи камней.

Наталья Козырева, зав. отделом рисунка и акварели Государственного Русского музея: "В литографии такая особенность: нельзя печатать сразу все цвета. Нужно печатать каждый следующий цвет со следующего камня. Если нет достаточного числа камней, художники чистили предыдущий камень и накладывали опять другой рисунок. И цветная фактура получалась разной".

В 39-м году лениградские художники устроили выставку в Москве, которая пользовалась большим успехом у публики.

Ильдар Галлеев, галерист: "Ленинградская станковая литография – это особый феномен в истории русской культуры XX века. Нигде в это время не было подобной мастерской. И она была чрезвычайно популярна".

Мастерская просуществовала до 41-го года. После войны она возродилась. Но это была уже другая история, без взлетов и падений.