23.11.2009 | 11:17

Выставка Андрея Бартенева "Декупаж"

Одни называют его "королем китч-кутюра", другие – одним из самых неординарных концептуалистов современности. Художник Андрей Бартенев экспериментирует во всех жанрах, но предпочитает "жанр приключения", в которое превращает каждый свой проект. "Искусство для меня – это единый поток, - утверждает Бартенев, – в какие бы формы он ни выливался". "Новости культуры" побывали на выставке Андрея Бартенева "Декупаж" и выяснили, какие формы может принять обычная бумажная аппликация.



Все, что движется, вращается, крутится, блестит и сверкает – притягивает к себе Андрея Бартенева. Любое действие заряжает художника энергией и на глазах у зрителей начинается импровизационный перформанс. На этот раз ничего ультрамаринового, бьющего от яркости красок в глаза, не было. Все залы выдержаны в черно-белых тонах. Белые с черным орнаментом, даже любимые игрушки Андрея Бартенева. В детстве, которое прошло в Норильске, для него потрясением стал белый медвежонок в местном зоопарке.

Андрей Бартенев, художник: "Вот этот называется "Белый медвежонок. Чебурашка". Потому что я люблю чебурашек тоже. Этот медведь в запятых. Запятая, запятая, вышла рожица кривая. А этот - в бубликах, баранках".

В черный цвет выкрашены также матрешки Евгении Ленович. По мнению художницы, черный как нельзя лучше подходит для мегаполиса. Зато в каждой матрешке заложены капсулы смысла или афоризмы на тему движения.

Евгения Ленович, художник: "Человек вместе с вещью получит капельку смысла И получается, что это не бессмысленный подарок, а безделица со смыслом. Вот, например, здесь, Аристотель "Жизнь требует движения"".

Техника декупажа позволяет Бартеневу, с одной стороны, расслабиться и получить удовольствие. Для него это своего рода медитация. А с другой – способ передать движение. Художник придумывает какой-либо знак и наклеивает его на бумагу. А с помощью многочисленных повторений возникает определенный ритм. Его графические листы посвящены танцам: от вальса до балетных прыжков.

Андрей Бартенев, художник: "Есть работа, на которую меня вдохновил Цискаридзе. Я увидел его прыжок. Он прямо прыгал на камеру. Боже мой, как он прыгает".

Еще одно потрясение Бартенева - сцена Большого театра.Однажды ему пришлось подняться на нее, когда вручали премию "Золотая маска".

Андрей Бартенев, художник: " Я выхожу на эту сцену и вдруг вижу, что сцена построена архитектурно так, что линия дуг балконов и ярусов, они создают визуальную иллюзию, что ты можешь легко и высоко прыгнуть и далеко".

Движение на графических листах трансформируется в динамической скульптуре "Танец".

Катя Бочавар, куратор выставки: "В этой скульптуре отразилось то движение физическое, которое мы имели в виду, которое вы видите в работах Бартенева".

У скульптуры есть еще одно название " Рабочий и колхозница". Ведь скульптура Веры Мухиной в свое время тоже символизировала движение в будущее.