23.11.2009 | 19:35

Неизвестное произведение Коровина: встреча со зрителем спустя десятилетия

Встреча со зрителем, спустя четыре десятилетия! Именно столько панно Константина Коровина под названием "Базар у пристани в Архангельске" хранилось в запасниках Третьяковской галереи. И вот сегодня, после сложной реставрации, оно представлено в залах музея. Панно было создано для павильона "Крайний Север" на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896-го года в Нижнем Новгороде, затем хранилось в Управлении станцией Москва-Пассажирская Ярославской железной дороги, и поэтому сегодняшнюю презентацию можно назвать первой встречей с широкой публикой. "Базар у пристани в Архангельске" наши современники – увидели сегодня - в 148-й день рождения мастера. "Новости культуры" одними из первых смогла оценить неизвестное произведение Коровина.



В Третьяковской галерее уже начали подготовку к юбилейной выставке Константина Коровина в 2012 году. Из запасников достали и отреставрировали декоративное панно, которое Коровин создавал для своего павильона "Крайний Север" на выставке в Нижнем Новгороде. Поленов и Серов утверждали – лучший павильон на ярмарке – коровинский. Художник сам спроектировал и оформил его. "Базар на пристани в Архангельске" - одно из десяти панно, написанных для ярмарки, можно было восстановить, только используя специальную технику кассетного дублирования.

Андрей Голубейко, заведующий отделом реставрации живописи: "Эта кассета будет служить в дальнейшем, давать возможность делать глобальное укрепление больших повреждений участков живописи, используя эту кассету".

Почти сорок лет хранения на валу – и как результат: деформация, сломы, замятости холста, осыпи масленого слоя, потемнение фрагментов прошлых реставраций. Плюс пыль и гарь железнодорожного путешествия еще с начала века. А, главное, растяжения холста. Их можно устранить, только нагрев поверхность до 70 градусов. При этом краска не страдает.

Лидия Иовлева, заместитель директора Третьяковской галереи: "Проблемы в размере, это поиски дублирующего холста, это сам процесс. Он должен быть непрерывным, но так не бывает, каждый процесс имеет свое время".

Еще одна проблема – последующее хранение. Ведь всего несколько лет на валу сведут на нет усилия реставраторов.