25.11.2009 | 10:50

110 лет со дня рождения Георгия Васильева

В историю советского кинематографа они вошли как "братья Васильевы" - хотя в действительности режиссеры и сценаристы Георгий и Сергей Васильевы были однофамильцами. Творческий псевдоним для двух талантливых единомышленников придумал Виктор Шкловский. Вместе Васильевы сняли 8 картин. Они "по-братски" разделили место не только в киноведческих справочниках, но и в зрительских сердцах - как создатели легендарного "Чапаева". Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Георгия Васильева. Рассказывают "Новости культуры" .



"За простоту на экране" - с таким лозунгом братья Васильевы пришли в советский кинематограф. Оба фронтовики, оба – грезили о большом кино… Идея покорять советский экран вместе пришла в голову амбициозным однофамильцам за монтажным столом. Они тогда занимались перемонтажом зарубежных картин с учетом советской цензуры. Вместе стали заниматься у Сергея Эйзенштейна. Их так и называли - "братья по искусству", "сыновья Эйзенштейна".

"Подвиг во льдах" - это режиссерский дебют братьев Васильевых – документальная лента о спасении экспедиции Умберто Нобиле. Потом были два игровых фильма – "Спящая красавица" и "Личное дело". Не очень удачных с точки зрения руководства "Совкино" - предтечи "Ленфильма". Режиссеров разделили. Годы в разлуке они провели, снимая документальные ленты и агитки. Георгий Васильев тогда выпустил короткометражку о кролиководстве, где актерские эпизоды сочетались с анимацией.

Владимир Непевный, режиссер, автор документального фильма "Братья Васильевы": "Это заказная работа, но по ней видно, что Георгий Васильев увлекался эксцентрикой – этот маленький фильм сделан очень изобретательно, с большим чувством юмора. Понимание смешного, владение смешным – похоже, за эту часть в тандеме отвечал Георгий.

И вот они сошлись снова. На выбор братьям Васильевым дали кипу сценариев. "Один другого хуже" - признавались кинематографисты. В итоге остановились на маленьком опусе "Чапаев", который полностью переписывали полгода. Потом была борьба с киноруководством – поначалу братьям дали очень скромный бюджет, и "Чапаев" должен был выйти немым. Борис Бабочкин пробовался на роль Петра… однако удивил режиссеров своим знанием характера Чапаева. Оказалось, актер воевал недалеко от дивизии Василия Иваныча и даже однажды выполнял его поручение.

А с этой сценой братья Васильевы намучились. Сначала действия командира Чапаев должен был показать на бумаге, затем – нарисовать на песке. "Нет, как-то это не по-чапаевски, не в его характере" - переживала съемочная группа. От отчаяния решили отобедать… К столу подали картошку и соленые огурцы… Тут-то кинематографистов и осенило.

На всякий случай Васильевы сняли два альтернативных – более оптимистичных финала – счастливая семья Петьки и Анки, и голос Чапаева за кадром – мол, я же говорил, что хорошая жизнь начнется после войны.

Успех настиг картину в первый же вечер... Сталин поставил свой личный рекорд – пересмотрел "Чапаева" 30 раз. "Давай завтра в другой кинотеатр пойдем – там, говорят, Чапай спасается", - надеялись расстроенные мальчишки.

Во время войны и вправду была снята еще одна короткометражка, где Василий Иванович добирался-таки до берега и произносил пламенную речь.

Владимир Непевный, режиссер, автор документального фильма "Братья Васильевы": "Сам Георгий Васильев грустно пошутил на волне успеха Чапаева: "Мы выкормили слона и будем вынуждены всю жизнь его кормить". Он понимал, что они стали заложниками успеха Чапаева".
"Волочаевские дни", "Фронт" и "Оборона Царицына" - эти фильмы тоже были идейно важны, но – что уж говорить – вторичны.

Братья Васильевы делали попытку уйти в сторону – снять мистическую драму по своему давнему сценарию "Пиковая дама". Фильм стал для них роковым. Георгий умер во время съемок, а закончить его без "собрата по искусству" Сергей Васильев так и не смог. Потом он снял еще несколько лент, однако признавался, что с Георгием умер авторский тандем "братья Васильевы". Один Сергей Васильев работать не мог.