25.11.2009 | 12:35

Юбилей "Ассоциации современной музыки"

Опровергнуть тезис о "конце времени композиторов" - такова цель Международного фестиваля современной музыки "Московская осень". В программе смотра, который открылся 8 ноября, – более двадцати концертов. "Отчет" академических авангардистов услышим сегодня. Вечер в Доме композиторов посвящен юбилею "Ассоциации современной музыки" - легендарной группы "альтернативно мыслящих" авторов, созданной 20 лет назад Эдисоном Денисовым. Премьеры сочинений сегодняшних АСМовцев прозвучат в исполнении Ансамбля солистов "Студия новой музыки". На репетиции концерта побывали "Новости культуры".



Участников ансамбля "Студия новой музыки" можно считать счастливчиками. На репетицию произведения Виктора Екимовского пришел сам автор.

В названии концерта – "Ассоциация современной музыки 20 лет спустя" - кроется некое противоречие. Современная музыка должна быть созвучна сегодняшнему дню. Так могут ли ее представители подводить итоги? Виктор Екимовский, нынешний руководитель ассоциации, успокаивает.

Виктор Екимовский, композитор, руководитель Ассоциации современной музыки: "Из нас выросли наиболее интересные композиторы, которые сейчас на виду у всех, мы продолжаем функционировать как ассоциация, которая стремится к тому, чтобы что-то новое создавать".

Современную музыку, в отличие от современной литературы или истории, не проходят в школе. Поэтому вопрос – насколько общество готово к ее восприятию - всегда стоял довольно остро.

Виктор Екимовский, композитор, руководитель Ассоциации современной музыки: "Есть детективы, а есть Лев Толстой с Гессе. Это разная литература. И та, и другая нужна. И не все понимают одно и второе вместе. В музыке - тоже самое. Есть песни, а есть наша академическая музыка, которая принадлежит к какой-то части общества".

В читальном зале библиотеки Московской консерватории, как и много лет назад, тишина. Выпускник 69-го года, композитор Александр Вустин тоже изучал когда-то в этом зале партитуры, искал новые идеи для своих произведений. Ассоциация современной музыки помогла Вустину состояться как композитору.

Александр Вустин, композитор: "Каждый понедельник шли новые произведения московских композиторов. Был такой цикл. Такие, как я, писали уже в расчете на эти понедельники. Это было важное дело, была возможность себя услышать".

Трудно поверить, что всего два десятка лет назад композиторам приходилось доказывать свое право на создание другой музыки, альтернативной.

Ассоциация современной музыки возникла двадцать лет назад внутри Союза советских композиторов. Это была группа инакомыслящих, возглавил которую Эдисон Денисов. С тех пор многое изменилось: распался СССР, композиторы разъехались по разным странам, основатель ассоциации ушел из жизни. Но сама она сохранилась, живет и действует. А музыка, которая двадцать лет назад многим резала слух, сейчас становится классикой.

Эдисон Денисов не искал легких путей и, как говорят композиторы, не строил на песке. Он знал, что создавал – интеллектуальный центр современной музыкальной культуры.

Александр Вустин, композитор: "Денисов открыл шлюзы музыкальные. Долгое время Союз композиторов был организацией сугубо бюрократической, а с появлением клубов - стала действительно концертная организация, более того – лаборатория современной музыки".

Пятнадцать лет назад в стенах Московской консерватории был создан ансамбль "Студия новой музыки". Дирижер Игорь Дронов был одним из тех, кто стоял у его истоков. Именно этот коллектив выносит на сцену художественные искания и эксперименты современных композиторов.

Игорь Дронов, дирижер ансамбля солистов "Студия новой музыки": "Когда мы начинали, все довольно скептически к этому относились, а сейчас у нас есть своя публика, свой репертуар, который играем только мы. Я смотрю, как собираются люди, которые хотят послушать".

Сегодня в мире значимость новой музыки не так велика, как того хотелось бы композиторам. Причина этого, с одной стороны, в косности всеобщего музыкального вкуса, с другой – в наборе традиций, которому принято следовать. Современное искусство, выходя за эти рамки, отражает действительность, а темой для творчества может быть даже уродство общества. Так часто и происходит, ведь далеко не всегда общество готово видеть в искусстве что-то большее, чем просто развлечение.

Читайте также: Владимир Тарнопольский о совеменной музыке