25.11.2009 | 19:30

Опера "Царица": московская премьера

Похоже, мечты превратить оперу в один из самых любимых и популярных жанров у современников, сбываются. Это подтверждает очередная премьера в Москве. Конечно, "Царицу" на сцене Кремлевского Дворца не возможно сопоставить ни с "Воццеком" в Большом, о котором говорят как о сенсации, или сравнивать ее с "Женщиной без тени" Мариинки. Но, тем не менее, это тоже опера, причем современная, написанная композитором Давидом Тухмановым, творчество которого - целая эпоха в музыкальном искусстве страны! Постановку осуществил Дмитрий Бертман. Премьера "Царицы" состоялась в Петербурге, но была встречена прохладно, получив оценку в прессе как "эстрадная малина в париках и кринолинах….". Как "Царицу" примет столица?! О московской премьере сообщают "Новости культуры".



Они улыбаются репортерам и охотно дают интервью. Перед премьерным спектаклем контактировать с журналистами - это все равно, что давать показания в суде, где каждое слово без ведома адвоката может быть использовано против говорящего. Но как молчать, когда за плечами несколько лет напряженной работы.

Чтобы написать партитуру, Давиду Тухманову понадобилось три года. Первую в своей жизни оперу создавал не на заказ, а для себя.

Давид Тухманов, композитор: "Может быть. у оперы судьба, которую трудно предсказать. Я счастлив, что из категории авторов, которые дожили до премьеры".

Перед премьерой оперы "Царица" Давид Тухманов признавался, что с ужасом ждет рецензий. Как показал первый спектакль в Санкт – Петербурге, боялся не зря. Вопрос - насколько объективными были питерские журналисты. Примеры из истории – оперу "Богема" в 1912 году критики назвали позором старомодного мелодиста Пуччини. В этом же ряду разгромленных в свое время - "Севильский цирюльник" Россини, "Борис Годунов" Мусоргского.

Дмитрий Бертман, режиссер: "Мы сегодня так много видим на сцене Гамлетов в униформе, холодильники в домике Чио-Чио-сан, что сделать костюмный спектакль - это модерном кажется".

Юрий Веденеев, народный артист России: "Здесь по мелодике это тональная музыка, узнаваемая, приятная мелодика. Мне как певцу очень легко это ложится на голос, приятно, что редко бывает в современной музыке".

В массовых сценах на сцене больше ста человек. Вместо надоевшего гламура - имперский шик. Семь сотен свечей, столько же костюмов. Кстати, они вовсе не копии старинных, как утверждали журналисты в Питере - это фантазия художников.

Татьяна Тулубьева, заслуженный художник России: "Мы приехали в Екатерининский дворец, увидели зеркала, свечи. Я подумала, что костюмы должны светиться, сиять зеркалами".

Игорь Нежный, заслуженный художник России: "Идеи зеркального пространства, которое впитало в себя страсть, муки, отравления, которые зеркала запоминают, память зеркал мне хотелось передать в оформлении".

Развитие сюжета оперы "Царица" диктует история – в центре фигура Екатерины Великой в окружении фаворитов.

Юрий Ряшенцев, автор либретто: "Чемодан, большущий был у нас всякого рода литературы, которую мы штудировали с пристрастием".

Пока не нашлось оперной певицы, готовой осилить главную партию "Царицы" Тухманова от начала до конца. В спектакле Бертмана роль Екатерины поделили между тремя актрисами. Московскую премьеру увидят 10 тысяч человек. Массовое музыкальное просвещение - задача постановщиков. Чтобы зритель, далекий от оперы, после "Царицы" Тухманова захотел услышать оперы Верди, произведения Прокофьева, Шостаковича, Шнитке.

Читайте также: Опера "Царица" в постановке Дмитрия Бертмана