26.11.2009 | 19:35

Сто лет со дня рождения Эжена Ионеско

"Юмор – это осознание абсурда, в котором мы продолжаем жить" - эти слова принадлежат одному из основоположников эстетического абсурдизма Эжену Ионеско. Развитие сюжетных линий его пьес подчиняется скорее законом сновидения, нежели повседневной реальности. А придуманный им театр – кристаллизовал в себе приметы уличного представления, античной комедии и средневекового фарса. "Урок", "Стулья", "Король умирает", "Бред вдвоем"… Эти и многие другие произведения Ионеско были поставлены и идут во многих городах мира. Но главным в его жизни всегда был – Париж. Сегодня исполнилось сто лет со дня рождения драматурга. Из французской столицы – "Новости культуры" .



Мари-Франс И только что вернулась из Нью-Йорка. Там она читала лекции по французской литературе. И, разумеется, рассказывала об Эжене Ионеско. Но было б неправильным говорить, что она посвятила жизнь творчеству отца. Не потому, что это не так, просто сам Ионеско терпеть не мог громких, напыщенных фраз.

Мари-Франс Ионеско, литературовед: "На самом деле Ионеско очень не любил театр. Да, да, он обожал живопись, ценил классическую музыку, а театр просто не выносил из-за фальшивой красивости, желания во что бы то ни стало понравится публике. Он говорил так: у меня внутри – свой театр. Но его вряд ли удастся кому-то показать".

Редкий случай, когда Эжен Ионеско ошибался. Его пьесы "Лысая певица", "Носороги" идут в театрах всего мира, переведены на множество языков. Квартира на бульваре Монпарнса, куда семья Ионеско переехала в середине 60-х, сейчас напоминает библиотеку и картинную галерею одновременно.

Мари-Франс Ионеско, литературовед: "Отец никогда не собирал ни свои черновики, ни свои рисунки. Все это удалось сохранить благодаря моей маме. Вот к книгам он относился бережно. Однажды он вбежал в гостиную с криком: Мари-Франс съела "Идиота". Он оставил томик Достоевского на столе, и я – еще совсем маленькая – решила пожевать странички. Потом, правда, я проглотила этот роман по-настоящему, прочитав его".

Год назад Мари-Франс решила передать все семейные архивы в дар французской национальной библиотеке. Небольшую часть ее коллекции можно увидеть сейчас на выставке, посвященной столетию писателя. Здесь портреты писателя, созданные Миро и Джакометти, рисунок "Носороги", который Жан Кокто набросал на кусочке картона, живопись самого Ионеско и его личные вещи.

Все фотографии – этапы творческих поисков. Например, с Робертом Уилсоном, поворот Ионеско к новому театру.

Ноэль Жере, куратор выставки: "Вокруг Ионеско множество театральных легенд. Один из моих любимых экспонатов – костюм Жан-Луи Баро, в котором он взлетал над сценой в спектакле "Воздушный пешеход" по пьесе Ионеско".

Авторы экспозиции нашли оригинальную возможность показать и сами спектакли.

Между тем, сегодня можно увидеть постановку "Лысая певица" образца 1957 года – в формате живого театре. В маленьком театре Йошет, в латинском квартале, не снимают с афиши уже более полувека.

Франсуа Легре, актер, режиссер: "Я начал играть в этом спектакле через три года после премьеры. Сегодня работаю уже как режиссер. Ведь каждый год мы вводим на роли новых актеров. И сегодня публика гораздо лучше принимает спектакль. Ионеско стал понятнее".

Декорации и костюмы неизменны. Манера игры, может, стала чуть острее.

И пока никто не собирается ничего не менять. Потому что уверены – здесь, в оживленном районе на углу Сан-Мишель, всегда будут сверять время по Ионеско.