06.07.2012 | 11:12

"Преодоление пространства" в Московском Доме художников

Московский союз художников показывает коллективный портрет молодого поколения. Каждый участник предоставил несколько своих работ – те, которые он посчитал знаковыми, лучшими. Все они принадлежат традиционной школе, но стремятся раздвинуть границы классики, привнести в нее дух сегодняшнего дня. Это стремление нашло отражение и в названии экспозиции – «Преодоление пространства». С работами, представленными на выставке, и их авторами познакомились корреспонденты «Новостей культуры».

Следовать художественным традициям, не отставать от современных тенденций и при этом создавать свое, неповторимое – такая глобальная задача стоит перед авторами, которые только вступают в артистическую зрелость. Двадцать восемь совершенно разных живописцев, скульпторов и фотографов решили объединить актуальное искусство в одну большую экспозицию.

«Я считаю, что это перспективные ребята, это будущее нашего Московского союза художников, – считает председатель правления Московского Союза художников Виктор Глухов. – Многие из них закончили Суриковский институт пять-шесть лет назад, насколько я понимаю и вот то, что они смогли выставить довольно большие произведения по размеру, интересные».

Важная деталь: молодые художники сами собирали экспозицию. Для многих – это первый опыт дизайнерской работы и организации выставочного пространства, где произведения создают некий ансамбль и в то же время, солируют.

Лейтмотив этой выставки – пространство. Его художники стараются понять и воплотить в художественных образах. Например, монументалист Максим Харлов предлагает зрителю пронестись сквозь города, времена и события вот на этом железном мотоцикле. Ведь, какой русский не любит быстрой езды.

Художник Максим Харлов любит не только быструю езду, но и высокий полет. Его многочисленные арт-объекты исследуют воздушное пространство. Под потолком «Летучий Голландец», «Рыба», «Суперзингер» – они созданы из предметов сельского быта – грабли, вилы, рыболовная сеть. Многие вещи отслужили свой век, но художник сумел вдохнуть в них новую жизнь. «Пегас» – ему особенно дорог, он родился в деревне, и автор привез его в столицу буквально в рюкзаке.

«Я могу назвать каждый предмет в этом самом «Пегасе», – рассказывает Максим Харлов. – Его назначение и кому он принадлежал, вот это уже часть моей личной истории, я знаю тех, давно ушедших людей, чьи имена написаны на некоторых из этих предметов. Он больше всего мне дорог».

Пространство – это еще и незримый мир, где главенствую чувства, мысли, переживания. Время, когда художник творит и существует «наедине с собой». Ирина Привознова любит смешивать материалы и техники, использует воск, пигмент, масло. На ее полотнах – образ провинции, горячо ею любимый.

«Мы очень часто пишем города, – говорит Ирина Привознова. – Причем очень часто – эти города без людей – может какая-то современная тенденция – вот у меня часто города, дома пустые, я достаточно интуитивный, эмоциональный художник. Я не думаю, я просто пишу».

Художника Дмитрия Самодина влечет «Иллюзия Пространства». Его работа «Метровагон. Автопортрет» – образ, знакомый каждому москвичу – сине-зеленый вагон поезда, словно вырывается на свет из темного тоннеля. Ощущение объема автор достигает с помощью папье-маше, выдавая этот материал за камень. Но сам Самодин на технике не концентрируется.

«Сам материал не играет роли, – считает Дмитрий Самодин. – Материал, как добавление средству выражения, основной идеи, была целая серия работ, есть вещи на холсте, именно маслом, есть объемные вещи, материал он не играет главенствующую роль».

Каждый художник дает свой ответ времени. И преодолевает пространство по-своему. Это не только география мест, а события, происходящие именно здесь и сейчас, где личность художника торжествует над условностями реального мира.