30.11.2009 | 10:03

Военные художники напишут и икону, и батальное полотно

75-летие отмечает Студия военных художников имени Грекова. Именно в этом знаменитом объединении были созданы монумент "Родина-Мать", установленный на Мамаевом кургане, памятник Воину-освободителю в Берлине, диорамы на Поклонной горе и еще сотни живописных и скульптурных произведений. А в январе на юбилейной выставке в Манеже будет представлена новая работа баталистов - "Крещение дружины князя Владимира в Херсонесе" - диорама размером с футбольное поле. Об истории и сегодняшнем дне Студии имени Грекова рассказывают "Новости культуры".



Студия имени Грекова – единственное в мире объединение художников, которым руководит капитан 1 ранга. Жесткая рука и военная дисциплина здесь просто необходимы. Раз в год баталисты в обязательном порядке выезжают на учения в воинские части. "Дым отечества" им сладок и приятен.

Александр Самсонов, художественный руководитель Студии военных художников им. М.Б. Грекова, говорит: "Вот в данной ситуации представлены российско-белорусские учения, прошедшие несколько месяцев назад и наш художник-график Мокрушин сделал серию картин по этим учениям".

Дмитрию Ананьеву – 25. Еще год назад он сам носил шинель, маршировал на плацу и отдавал под козырек командиру.
"Я служил в Московской военной прокуратуре водителем после института 1 год и вот сразу после этого поступил в студию Грекова, – рассказывает художник. – Это моя первая картина, ноябрь 1941, когда фашисты под Москвой и военное положение в Москве".

Для Дмитрия работа в студии имени Грекова – династическая традиция. Он художник-баталист уже в третьем поколении. Об актуальности батальной живописи мнения отца и сына кардинально расходятся.

"В Суриковском институте батальная мастерская набраться даже не может", - сетует Ананьев-младший. Александр Ананьев, старший, уверен в том, что у баталистов есть будущее: "Эта тема неисчерпаемая, она всегда будет востребована и всегда будет интересна всем".

Александр Самсонов, художественный руководитель Студии военных художников им. М.Б. Грекова, с гордостью показывает картину родоначальника студии Митрофана Грекова. В 1920 году Митрофан Греков ушел добровольцем в Красную армию, служил у Буденного в Первой конной, с кисточкой и винтовкой в руках. После смерти Грекова большой поклонник его искусства Климент Ворошилов поручил организовать изомастерскую – самодеятельного красноармейского искусства, главной задачей которой было прославление армии. С чем художники студии успешно справляются до сих пор. Хотя и не любят отвечать на вопросы "зачем писать картины маслом, если сегодня подвиги российской армии можно заснять на фото и видео".

"Пускай, это багаж не сегодняшнего дня, но багаж на будущее, - говорит Александр Самсонов. – Фотография – это хорошо, но живопись… Она была живописью и живописью останется, никуда она не денется".

В 1999 году художники студии принимали участие в росписи Храма Христа Спасителя. Символично: когда-то армия, прославляемая художниками студии Грекова, разрушала монастыри и храмы. Сегодня в воинские части российской армии приглашают священников, а в студии Грекова работает мастерская Иконописи.

Иван Крившинко,художник-реставратор, рассказывает: "Мы работаем над иконостасом храма на одной из военных баз Российской Федерации. Так как мы студия военных художников, это наша обязанность. А это икона Димитрия Солунского, это древний воин, прославившийся в древнем Риме, погиб мученической смертью и не хотел отрекаться от Христа".

Если в советские годы художников студии и могли упрекнуть, что у них только две готовые краски – для сапог и шинели, то сегодня палитра значительно ярче. К юбилею студии из Амстердама приехала уникальная скульптурная композиция – "Ночной дозор". 3d-вариант картины Рембрандта. Скульптор студии Грекова Александр Таратынов пока единственный в мире, кто переводит картины в трехмерное пространство.