30.11.2009 | 10:08

Набор слов. 30 ноября 2009

Леонид Юзефович не верит в логику истории. Андрей Кончаловский убежден, что по Чехову невозможно поставить "неправильный спектакль". А кинокритики считают, что российское кино накрыла волна "нового пессимизма". Подробности – на страницах сегодняшних газет, а также в нашей рубрике "Набор слов".

Леонид Юзефович – триумфатор премии "Большая книга" и гость "Известий". Жюри отметило писателя за роман "Журавли и карлики". Действие книги происходит в Смутное время, в девяностые годы XX века и в наши дни. Однако, как говорит Юзефович, такая композиция отнюдь не призвана продемонстрировать какие-либо исторические параллели: "Я вижу, что история – это хаос. Иллюзия того, что история циклична, возникла потому, что нам хочется утешаться тем, что мы не уникальны с нашими несчастьями. И одновременно чувствовать себя включенными в вечный круговорот – это льстит нашему самолюбию".

В год 150-летия со дня рождения Чехова во всем мире ожидается множество "юбилейных" постановок. Андрей Кончаловский, взявшийся за "Дядю Ваню", объясняет корреспонденту еженедельника "Итоги", почему Антон Павлович – неисчерпаемый и не устаревающий драматург: "Когда звучит музыка Бетховена, один видит море, а другой маму. И оба плачут, только по разным причинам. Можно сделать десять гениальных спектаклей по "Дяде Ване" - все будут разными и все единственно правильными. Как жизнь".

О "новом тренде" отечественного кинематографа рассуждает "Русский Ньюсвик". Это кино "намеренно безысходное и неприятное", где "любовь – убивает, а действовать могут только женщины и ненормальные". "Похороните меня за плинтусом", "Бубен-барабан", "Петя по дороге в Царствие Небесное", "Все умрут, а я останусь" и многие другие ленты последнего времени являются, по мнению авторов, ярким примером такого "тренда". Эти фильмы хвалит критика, они берут призы на фестивалях… Возвращение "чернухи" или нечто новое? Подробности – в материале "Жестяной бубен".

"Газета" откликается на спектакль, который берлинский театр имени Максима Горького показал в России в рамках фестиваля NET. Постановка режиссера Армина Петраса напоминает, что в этом году смотр посвящен 20-летию падения Берлинской стены. "Руммельплатц" - сценическая адаптация романа Вернера Бройнига о жизни рабочих в ГДР. В Театре имени Горького выпускают до сорока спектаклей в год, стремясь откликнуться на актуальные темы. Поэтому репетируют быстро, и обходятся почти без декораций. Режиссер говорит: "Главное в нашем спектакле – это работа актеров. Я ставил перед собой цель – выделить актера, как бы приподнять и показать его. Поэтому абсолютно не важно, сколько декораций на сцене. Важно их качество".