30.11.2009 | 10:18

Андрей Хржановский: "Дал себе зарок – снимать игровое кино тогда, когда не могу молчать"

Поздравления с 70-летием принимает сегодня известный режиссер-аниматор Андрей Хржановский. Создатель мудрых и озорных лент "Чудеса в решете", "Дом, который построил Джек", "Королевский бутерброд", "Полтора кота" убедительно просит не называть его классиком советской анимации. А нашему корреспонденту и вовсе признался по секрету, что все его достижения – результат упорной борьбы с чрезмерной стеснительностью. Рассказывают "Новости культуры".

В детстве Хржановский терпеть не мог анимацию. Изменил свое мнение, только когда увидел в Ленинграде диснеевскую Белоснежку – случайно попал на показ знаменитого мультика. Сам переживает – эти признания звучат довольно резко: "Да я просто увидел в нем человеческие эмоции, не по узкоколейке направленные, а с разнообразным спектром"

Любовь к отечественной анимации ему привил Федор Хитрук. Фильм "История одного преступления" вышел как раз в год, когда Хржановский заканчивал факультет режиссуры игрового кино, и во многом определил выбор начинающего кинематографиста.

Диплом Хржановского – анимационная лента "Жил-был Козявин". Ее поначалу во ВГИКе отказывались принимать с формулировкой "сюрреализм". Однако Сергею Герасимову фильм понравился. "Это же наш социалистический сюрреализм – соцсюрреализм", - сказал мэтр.

"Когда я сделал фильм "Жил-был Козявин" при поддержке Геннадия Шпаликова, я понял, что искусство это грандиозное, - говорит Андрей Хржановский. – Я до сих пор так думаю. Чем анимация замечательна, тем, что еще даже непонятны ее истинные возможности, и в полном охвате никогда не будут понятны". Это же "зеленый свет" всевозможным экспериментам, которых в творческой биографии Хржановского было немало. Он использовал необычный литературный материал – например, рассказ Тонино Гуэрры "Лев с седой бородой", а то и сам придумывал что-нибудь звонкое и музыкальное – "Дом, который построил Джек" и "Английский бутерброд". Сочетал анимацию и документалистику, и создавал фильмы на основе рисунков и эскизов Феллини и Пушкина.

"Когда я захотел сделать фильм по рисункам Пушкина, ответ был получен отрицательный – нет, это невозможно, это не соответсвует специфике мультипликации, - рассказывает режиссер. – Там сидели люди, которые знали все, про специфику мультипликации, про которую мы не знаем! Пришлось выжидать много лет".

У Пушкина две тысячи рисунков, переживал Хржановский, а мы видели не больше 20. Зато теперь режиссеру время от времени подкидывают идеи: "А Вы помните, что Лермонтов хорошо рисовал", "а у Гоголя какие были рисунки"…
Однако всерьез и надолго Хржановского заинтересовала другая личность – его современник Иосиф Бродский. Сначала вышел анимационный эскиз "Полтора кота"… А спустя несколько лет – первый полнометражный фильм режиссера, "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину" в любимом им жанре "кентавристики", сочетающем элементы анимации, игрового и документального кино.
"Дал себе зарок – снимать игровое кино тогда, когда по системе классика – "не могу молчать", - признается Хржановский. – Когда материал, моя фантазия сойдутся в едином комплексе. И вот это сошлось".

Фильм по мотивам биографии и творчества Иосифа Бродского получил призы на многих фестивалях в России и за рубежом. По словам режиссера – для него самого это стало путешествием и в его собственную юность – в такие же "полторы комнаты" в коммуналке, где все когда-то только начиналось…

Сегодня в эфире телеканала "Культура" будут ленты Андрея Хржановского. В 23:00 начнется фильм "Полтора кота", а в детском блоке в 16:00 будут показаны мультипликационные фильмы "Дом, который построил Джек" и "Чудеса в решете".