30.11.2009 | 19:33

Выставка "Лики истории в европейском искусстве XIX века"

Давид, Энгр, Делакруа, Гойя… Полотна этих художников из Лувра, лондонской Тейт-Британ, берлинской Галереи старых мастеров прибыли в Москву. Вместе с шедеврами из собраний Московского Кремля, Третьяковской галереи, Эрмитажа - они сегодня представлены в залах музея Изобразительных искусств имени Пушкина. Выставка под названием "Лики истории в европейском искусстве XIX века" предваряет знаменитые "Декабрьские вечера" и станет одним из главных событий фестиваля. Одним из первых экспозицию осмотрели "Новости культуры", обнаружив рядом с шедеврами из мировых собраний – полотна из музеев Саратова, Нижнего Новгорода и даже подмосковного Серпухова.



Нынешние "Декабрьские вечера" в Пушкинском музее решили посвятить истории искусства. Российского и европейского. Министр культуры Александр Авдеев смог убедиться лично - в XIX веке художники темы выбирали жесткие. Джон Эверетт, "Варфоломеевская ночь", во время которой по разным подсчетам католиками было убито от 5 до 30 000 гугенотов. Напротив – "Боярыня Морозова" Василия Сурикова, сосланная царем Алексеем Михайловичем в Пафнутьево-Боровский монастырь – на вечное заточение.

Художники обратились к прошлому, потому что настоящее их не устраивало. Первые паровые машины, смелые научные открытия в биологии – художники видели в этом угрозу привычному порядку вещей.

В конце XVIII века Европа переживает две революции – Великую французскую, в результате которой рождается "Марсельеза", и научно-техническую, в результате которой рождается новая историческая живопись. Вместо героев античной истории и Ветхого Завета на сцену выходят герои Средневековья. Жестокие и беспощадные, как и время, когда они жили. Королева Фредигонда английского художника Лоуренса Альма-Тадемы. Бывшая служанка, сумевшая стать королевой. Она прославилась своими кровавыми деяниями, в том числе - убийством епископа Претекста, занявшего кафедру без ее согласия. Тадема как репортер передает с места события.

Анна Познанская, куратор выставки: "Он читал исторические источники – как того времени, так и современные исследования, т.е. художники хотят овладеть историей, это, конечно, принципиально новое".

Лидер французской революции Марат был убит в своей квартире 13 июля 1793-го года молодой аристократкой Шарлоттой Корде, успев выкрикнуть перед смертью "Ко мне, друг мой". Через несколько часов на месте преступления работал друг покойного – художник Жак-Луи Давид.

Анна Познанская, куратор выставки: "Он фактически сделал первые рисунки, наброски с убитого Марата, и потом ему была заказана эта картина. Т.е. фактически такая картина-репортаж".

В России в это же время Карл Брюллов создает "Последний день Помпеи". Это эскиз. Женские украшения и предметы домашнего обихода скопированы с экспонатов Неаполитанского музея. Но в XIX веке историческая живопись перестает быть зеркалом истории и становится отражением духовных метаний художников.

Все материалы темы>>>