01.12.2009 | 12:52

Музыка Александра Маноцкова

До недавнего времени композитор Александр Маноцков был известен, в основном, театральными работами - он писал музыку к спектаклям Кирилла Серебренникова и Андрея Могучего. Более узкий круг знает его как автора экспериментальных опусов, вроде "Музыки для раковины рапана" или оратории "Происхождение видов". Недавно на сцене театра "Школа драматического искусства" состоялась премьера его оперы "Гвидон". Часть критиков поспешила объявить о долгожданном рождении новой российской оперы - не отрицающей традиции, но и не заигрывающей с классикой. "Новости культуры" решили поближе познакомиться с ее создателем.



Александр Маноцков со стаканом кофе и собственным студентом наперегонки входит в Школу-студию МХАТ. Здесь он превращает курс Кирилла Серебренникова в ансамбль "поющих личностей". Под руководством Маноцкова будущие актеры и режиссеры исполняют гетерофонные дуэты. Играют на барабанах.

И осваивают искусство композиции. К концу обучения режиссеры смогут писать партитуры, а актеры - их читать. В русском драматическом театре умения невиданные. Но Маноцков театр драматический считает подвидом музыкального. Начав как автор музыки к спектаклям, он быстро превратился в полноценного соавтора режиссеров, а потом и в самостоятельного театрального автора.

Александр Маноцков, композитор: "Что такое композитор, который работает в театре? Это тот, кто пишет оперы".

Первую оперу Александра Маноцкова исполнили на вручении премии "Золотая маска". Вторая – для вокального ансамбля без аккомпанемента - вошла в репертуар театра "Школа драматического искусства".

Ноябрьская премьера оперы Маноцкова "Гвидон" вызвала волну положительных рецензий. Радостная музыка, естественность исполнения, любовное отношение к текстам Хармса и виртуозное владение традицией. В "Гвидоне" услышишь и белгородский фольклор, и Индию с Грузией, и знаменный распев, и цитаты из Генделя и Баха.

Александр Маноцков, композитор: "Когда ты находишься на знакомой кухне, то достаешь руками все, отовсюду, находясь там, где тебе положено".

На композиторской кухне Маноцкова запасов немало. Композиции учился у Вячеслава Гайворонского и Абрама Юсфина, играл джаз, осваивал неевропейские музыкальные традиции и русский фольклор, пел и продолжает петь в ансамбле древнерусской духовной музыки "Сирин". Обширный музыкальный опыт привел его к фундаментальным обобщениям.

Александр Маноцков, композитор: "У музыки есть свои свойства, и то, как они воплотились в случившейся музыкальной истории, и то, что завело их в тупик, все это не значит, что возможности исчерпаны, может быть, чтобы начать сначала, необходимо вернуться на хотя бы искусственно наведенную точку ноль. Помните, я вам говорил, что в одном звуке может все содержаться, все, что дальше будет. Из всех видов музыки наиболее интересны те, в которых я чувствую этот момент перехода от ничего к целому новому миру со своими внутренне доказанными законами".

Музыка Александра Маноцкова из "ничего" уже вышла на публику, живет по своим законам и стремительно обрастает подробностями. А сам композитор кроме музыки для театра и кино пишет сейчас партитуру своей первой симфонии.