01.12.2009 | 19:34

Графические размышления о Гоголе

Его называют поэтом линии, а его графику можно увидеть в залах музеев современного искусства Нью-Йорка и Бостона. Для своей первой персональной выставки в России Леон Стейнмец – американец русского происхождения – выбрал Гоголя и представил в Отделе личных коллекций Музея изобразительных искусств имени Пушкина свои графические "размышления о писателе". На выставке "Размышляя о Гоголе" побывали "Новости культуры".



Американского художника русского происхождения Леона Стейнмеца волнуют те же вечные вопросы, о которых задумывался Гоголь. Художник находит точки соприкосновения с писателем и пытается передать его фантасмагорический мир. Жизнь и смерть, добро и зло, существование границ между видимым и невидимым. По мнению Стейнмеца, гению открываются оба мира.

Леон Стейнмец, художник: "Он был сюрреалистом за 100 лет до того, как сюрреалисты появились. И как сюрреалист он лучше , чем Бретон и Дали вместе взятые. Он был экзистенциалистом, лучше, чем Сартр и Камю. Он крайне современный писатель".

На выставке представлены только графические работы художника. По его мнению, рисунок дает возможность приблизиться к автору, а живопись, наоборот, создает дистанцию.

Леон Стейнмец. Художник: "Живопись по самой своей структуре отделена от вас. Это масло. Оно занимает какое-то время ее написать. Потом она покрыта лаком. И стена. Когда же вы смотрите на рисунок, вы как будто видите руку художника, который это делал".

В его работах нет персонажей писателя. Это скорее рисунки на философские темы. Одна из серий "Портрет. Фантазия в 21 листе" была признана Американской академией графических искусств в номинации "Лучшая книга года". На выставке представлены и другие серии рисунков. "Комедия дель арте" и "Царство мертвых", " Гибель Помпеи" и "Шабаш ведьм". Художник включил их в экспозицию потому, что Гоголь интересовался театром и религией, был влюблен в Италию и ее историю, также, как и сам Стейнмец.

Леон Стейнмец, художник: "Серия "Искушение Святого Антония" - все апокалиптические видения Гоголя. Особенно в конце, когда он стал настолько религиозным. Отсюда насекомые апокалипсиса".

Серия "Дневник Поприщина" была создана художником под впечатлением от "Записок сумасшедшего". Прежде, чем приступить к работе, Стейнмец изучал рисунки писателя. Но когда попытался что-то нарисовать в том же стиле, ничего не вышло.

Леон Стейнмец, художник: "И вот эти пятна, какая-то лихорадочность, какая-то иррациональность того, что происходит с Поприщиным, лучше выражается через абстракцию, чем через что-то фигуративное, имитирующее или похожее на рисунки Гоголя".

В Гоголе, по мнению художника, можно найти все: веселье и иронию, сарказм и романтизм. Девять тематических серий, связанных с разными сторонами творчества писателя, представлены на выставке "Размышляя о Гоголе".