02.12.2009 | 10:55

Театр Фоменко в новых декорациях

Московский театр "Мастерская Петра Фоменко" не так давно обрел новый дом. Однако, спектакли шли в нем только на большой сцене. Малая ждала своего часа и сегодня он наступил. Малую сцену открывают премьерой – спектаклем "Триптих" по произведениям Александра Пушкина. В этой постановке Петр Фоменко объединил "Графа Нулина", "Каменного гостя" и "Сцену из Фауста". В ходе долгих репетиций пришло неожиданное решение: основными декорациями постановки станет внутренняя архитектура самого театра. Необъятные возможности малой сцены изучали "Новости культуры".



Первая часть проходит вполне традиционно – "Графа Нулина" разыгрывают, используя все возможности малой сцены – лесенки, подвесные платформы, балконы, проходы. Сюрприз ожидает зрителей в начале "Каменного гостя".

Фойе, где только что в антракте прохаживались зрители, стало то ли католическим кладбищем, то ли костелом. Ступени, изгибы стен, лестницы – все выглядит настолько уместным, что впору кричать "браво" архитектору, хотя на самом деле, это пространство стало театральным исключительно по воле режиссера.
Карэн Бадалов признается: "Пространство освоить было очень сложно, здесь и вопрос акустики, и вопрос пластический".

"В результате не знаю, насколько нам удалось справиться, потому что работа большая и она техническая, по звуку, по свету и по распределению в пространстве, - говорит Мадлен Джабраилова. - Мы еще в процессе работы".

Сложность для актеров не только в новом, необычном пространстве. Фактически "Триптих" объединяет три разных спектакля и ведущие актеры театра – Галина Тюнина, Карэн Бадалов, Мадлен Джабраилова, Кирилл Пирогов успевают прожить по две-три различных жизни. Карэн Бадалов начинает Графом Нулиным, продолжает слугой дона Гуана Лепорелло, заканчивает Мефистофелем. "Антракт есть, чтобы переодеться, что-то вспомнить, перестроиться, но пока это все… скажем так, шестеренки еще не очень смазаны", - признает артист.

"Существование всех вместе, чуткость друг друга – это просто одна из самых важных вещей, без этого спектакля бы не было", - говорит Галина Тюнина.
Наталья Павловна, Дона Анна, Гретхен – в исполнении Галины Тюниной сочетают чистоту с порочностью. Все три истории о любви, искушаемой и навеваемой бесом. В провинциальном анекдоте греховны только помыслы. В маленькой трагедии – уже поругана добродетель, в "Сцене из Фауста" главенствует тема возмездия за грехопадение. Третья часть "Триптиха" визуально перекликается с фильмом Ингмара Бергмана "Седьмая печать". Только смерть здесь играет не в шахматы, а в карты. Фоменко исполняет невыполненное обещание Гете – показать Фаусту ад и вернуть его на землю, к берегу моря. Огромная волна вовлекает в бездну и зрителей.