02.12.2009 | 11:14

Первый "Декабрьский вечер" стал вечером премьер

Уроки истории на "Декабрьских вечерах". Фестиваль в Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылся под музыку барокко.
Pratum Integrum в переводе с латыни означает "некошеный луг". Оркестр возрождает великолепные сочинения XVIII века, делает их достоянием широкой публики, как музеи делают достоянием публики шедевры великих мастеров. На "Декабрьских вечерах" их "некошеный луг" стал частью музейного поля, на котором развернута выставка европейской живописи "Лики истории". Их старинным инструментам сегодня помогали сопрано Валерия Сафонова и тенор из Великобритании Дэниел Тернер. Репортаж "Новостей культуры" из музея изобразительных искусств имени Пушкина.



Об уникальном фестивале "Декабрьские вечера", где музыка звучит в окружении картин, английский тенор Дэниел Тернер узнал почти год назад, когда в Лондон из Москвы – как раз с Декабрьских вечеров – привезли выставку английского художника Уильяма Тернера.
"Конечно, Тернер очень распространенная английская фамилия, но у нас в семье говорят, что, возможно, нас какие-то узы связывают, - улыбается певец. – Во всяком случае, у нас есть набросок этого художника. Думали, копия, оказалось – оригинал".

Дэниела Тернера пригласил на фестиваль Pratum integrum, оркестр, каждый концерт которого уникален, а каждая программа достойна, если не научной диссертации, то приключенческого романа. В первый декабрьский вечер они представили программу "По гамбургскому счету", так музыканты назвали свою программу, а за исполняемой музыкой стояла история некогда знаменитого гамбургского оперного театра, первого публичного, а не придворного театра. Он был открыт на Гусином рынке в 1678 году. Опера тогда была самым модным из искусств, но театр был убыточным и через 60 лет обанкротился. Но его след в истории музыки весьма заметен. Для театра писал свои первые оперы Гендель, здесь работали знаменитости того времени – Теллеман, Кайзер и персонажи более любопытные, но менее известные.
Об истории рассказывает Павел Сербин, руководитель оркестра Pratum Integrum: "Маттезон известен как историк музыки, музыкальный критик, но в самом начале XVIII века он написал несколько опер на немецкие либретто, но одна на русский сюжет. Это опера Борис Годунов".

Судьба опер, поставленных в Гамбурге на Гусином рынке, была коротка. После нескольких спектаклей они попадали в архив. Из 300 названий, шедших некогда там, сохранились всего несколько десятков. То, что показал оркестр Pratum integrum и солисты Валерия Сафонова и Дэниел Тернер, в России звучало впервые. По самому строгому гамбургскому счету получился вечер премьер.

Все материалы темы>>