02.12.2009 | 12:57

Вспоминая Альфреда Шнитке

В Большом зале столичной консерватории звучали произведения Альфреда Шнитке к 75-летию со дня его рождения. Его хорошо, если даже и не лучше чем в России, знали на Западе, выражая признание почетными должностями в художественных вузах и многочисленными исполнениями его музыки и при жизни, и после смерти. Он сам говорил о своем творчестве как о попытке настроиться наиболее точным образом на восприятие того, что есть, всегда было и будет. На вечере, посвященном композитору философу, выступили музыканты, которым Шнитке когда-то посвящал свои произведения. Репортаж "Новостей культуры".



В этом зале места, как правило, занимают согласно купленным билетам. А вот если бы зрители рассаживались в соответствии с музыкальными пристрастиями, то слева могли бы разместиться меломаны авангардисты, а справа – консерваторы. И для "левых", и для "правых" в музыке сочинения Шнитке – повод найти общий язык. Сегодня он классик отечественного авангарда, а полвека назад его новаторскую музыку многие не принимали, о произведениях говорили как о музыкальной математике.
"Только голый математический расчет – у него вообще такого нет, говорит виолончелистка Наталия Гутман. – Всегда там есть эмоциональное состояние. Это не просто сухой математический расчет".
"Его произведения начинаются с ассоциаций на музыку барокко, потом эта музыка разрушается экспрессионистическими звуками", - таково видение дирижера Саулюса Сондецкиса. Он познакомился со Шнитке, когда работал над его первым Кончерто гроссо: "Здесь, в БЗК в апреле 1977 года это произведение принесло большой успех Шнитке, потом мы поехали в Западную Германию, Австрию".

Наталия Гутман познакомилась с Альфредом Шнитке в профессорском буфете Консерватории, вместе стояли в очереди за пирожками. Спустя несколько лет Шнитке подарил ей свою сонату. "Я даже не заикалась, чтобы мне дарили какое-то сочинение, он подумал, что я, может быть, обиделась, в это время, когда он писал сочинение для Олега, - вспоминает Гутман. – Он вдруг мне подарил сонату, которая теперь номер один. А впоследствии он написал для Ростроповича вторую сонату".
Для Наталии Гутман и ее супруга Олега Кагана написано еще одно сочинение Шнитке – Кончерто гроссо №2. Премьера была в Берлине. Теперь это произведение Гутман исполняет со своим сыном.

Пианистке Виктории Любицкой так и не удалось познакомиться с Альфредом Шнитке. Концерт для фортепиано и струнного оркестра, который она исполняет, Шнитке когда-то хотел вычеркнуть из своего наследия, посчитав его неудачей. Саулюс Сондецкис был среди тех, кто уговорил композитора не делать этого. И не зря. "Когда играешь это, погружаешься в такие глубины и поднимаешься на такие высоты, это не просто погружение в жизнь со всеми ее пиками, падениями, вознесениями – это какое-то фантастическое состояние", - так теперь отзывается об этом концерте Виктория Любицкая.

Его сочинения для публики когда-то были "запретным плодом" – перчаткой, брошенной в лицо музыке соцреализма. Сегодня не иметь в репертуаре произведений Шнитке для исполнителей почти что моветон.