03.12.2009 | 10:58

Спор о персонажах рискует затянуться

Известные российские аниматоры встретятся сегодня с журналистами, чтобы рассказать о наболевшем. На пресс-конференции в очередной раз поднимут проблему авторских прав. Она касается мультфильмов, созданных до 1992 года. Исключительными правами на эти ленты (это более 1300 картин) обладает фильмофонд студии "Союзмультфильм". Но авторы с этим не согласны, причем оспаривают режиссеры и художники всего один пункт: они уверены, что должны иметь право распоряжаться своими персонажами. В истории вопроса разбирались "Новости культуры".

Вместо бодро шагающего Винни-Пуха – его игрушечная копия. На свидание к киногероям – в магазин. Ведь для того чтобы показать всенародно любимого персонажа, даже несколько секунд, мы должны были заплатить энную сумму фильмофонду студии "Союзмультфильм". Авторские права – это святое. Показал кадры из фильма – плати. Кстати, доходы фильмофонда от продажи прав на трансляцию мультфильмов на российских телеканалах оцениваются в 100 – 300 тысяч долларов ежегодно.
"Действительно, никто не собирается у студии отбирать права на фильм. Это все эксклюзивно и навсегда. Продаем на весь мир, мы здесь не причем, - говорит режиссер и художник Эдуард Назаров. – Единственное право, на которое мы рассчитываем и обладаем – право композитора использовать музыку отдельно от фильма. Художнику использовать внешний вид персонажа в открытках, книгах, и, разумеется, авторский текст".

В этот конфликт вовлечены самые известные представители мультипликационного цеха, что не удивительно. Несмотря на огромную коллекцию фильмов, которой владеет фильмофонд киностудии "Союзмультфильм", народно-любимыми можно назвать едва ли с десяток персонажей.
"Фильмофонд заявляет, что его – все права на персонажей, то есть вообще на все, что сделано творческими людьми, теми, кто все это сочинял, - говорит Юрий Норштейн. – Это важный момент. Не был исполнителем. А сочинял! . Автор сценария, режиссер, кинооператор... все те люди, без которых фильма не было бы. Надо исходить из этих принципов. Простой исполнитель мог работать на этой студии и на другой, с одним художником, с другим... Без личности фильма не было бы! Мы не можем представить Чебурашку без Шварцмана. "Жил-был пес" без Назарова. Идеи приходят с творцам".

Все участники ссылаются на 486-ю статью Гражданского кодекса РСФСР от 1964 года. Фильмы, выпущенные до 1992 года как раз попадают под эту статью. Правда, каждый по-своему трактует ее части.
"Что касается части третьей ГК, на который ссылаются авторы при обосновании своей позиции принадлежности авторских прав. Право принадлежит каждому на свое произведение, - говорит Наталья Гриднева, зам.начальника экспертно-аналитического отдела Департамента кинематографии Минкульта РФ. – Когда мы имеем дело с персонажем мультфильма, следует помнить, что авторы, вступая в трудовые отношения со студией, передавали им право использования в процессе создания фильма. В результате чего появился новый объект авторского права – аудиовизуальное произведение, мультфильм, составной частью которого, является персонаж".

В министерстве культуры подчеркивают, что это лишь озвученная позиция с точки зрения действующего законодательства. И не исключают, что в каждом случае надо разбираться отдельно. В то время как фильмофонд "Союзмультфильма" не признает никаких разночтений.
Василий Шильников, директор ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм", озвучивает свою позицию: "Если взять сценариста, он не был штатным сотрудником киностудии. Сидел дома, был членом Союза писателей, писал книгу. Принес на студию, поручили писать сценарий. Сценарист получил свой гонорар. Заметьте, он и сегодня эту книгу продает. Вот что значит право на отдельные произведения, вошедшее составной частью в фильм. Вы видели когда-нибудь в титрах "автор персонажа"?. О чем это говорит? Что отдельного произведения "персонаж", который вошел в фильм, его не было. А было 20 000 рисунков".

В фильмофонде утверждают: рисунок и персонаж – разные понятия. И даже если автор сумеет доказать свое право на отдельный рисунок, это не означает, что он может претендовать на персонаж.
"Персонаж рождается в момент демонстрации произведения, в рисунках его не было. Персонаж – динамический образ", - говорит Василий Шильников.

"Персонаж" в законе об авторском праве появился только 1 января 2008 года. В нем четко говорится, что персонаж является самостоятельно охраняемой частью произведения.
"Речь идет о миллионах долларов, о десятках миллионов, - не сомневается писатель Григорий Остер . – Во всем мире, когда возникает любимый персонаж, производители продуктов за них борются. А во всей этой драке возникает ситуация, что все это лежит на полу, но никто не может этим пользоваться".

С лицензией на производство тех или иных товаров с изображением мультгероев тоже вышла неразбериха. До последнего момента, авторы – художники, режиссеры и сценаристы – сами давали разрешения на производство игрушек. Если соглашаться с исключительными правами, которыми владеет фильмофонд "Союзмультфильма", получается, что подавляющее большинство игрушек – это контрафакт. Впрочем, с таким определением не вполне согласна Антонина Цицулина, президент национальной Ассоциации игрушечников России: "Я бы очень аккуратно говорила про контрафакт. Есть сложившаяся практика, есть компании, которые много лет бережно производят то, что имеет отношение к нашему культурному достоянию. И мне не понятна позиция нынешнего руководства "Союзмультфильма", они не идут на диалог с производителями".
Фильмофонд заключил контракт только с одной компанией-производителем, причем на 7 лет. Представители ассоциации игрушечников, по меньшей мере, удивлены такой позицией. Кот Леопольд, Волк и Заяц, Незнайка… Милые, безобидные создания, а вот оказывается, сколько хлопот доставляют. Вопросов много, но вариантов решения только два. Либо всем участникам сесть за стол переговоров, либо встретиться в суде.