06.07.2012 | 19:42

Александр Митта снимет фильм о Шагале

Рассказывают «Новости культуры».

Операторов, продюсеров, декораторов, костюмеров Александр Митта лично водит по выставке: он, что называется, «в материале» уже полгода. Сценарий картины с рабочим названием «Комиссар Шагал и гражданин Малевич» написал сам Александр Наумович. В основе сюжета – история о том, как дружили, враждовали и соперничали два великих мастера.

«Мы стараемся, чтобы в этом фильме не было цитирования, но чтобы был дух этого художника. Чтобы люди смотрели, и потом, может быть, в памяти отложилось. Чтобы, посмотрев книгу или придя на выставку, они поняли что-то более глубокое в творчестве Шагала. Потому что это очень глубокий художник, обманчиво простой», – заверяет народный артист России, режиссер Александр Митта.

Будет в фильме и мелодраматическая линия: некий, как говорит режиссер, «провинциальный Робеспьер» влюблен в жену Шагала – Беллу. Он строит художнику козни. Чтобы мужа не расстреляли, Белла – это ее глаза смотрят почти со всех картин Шагала – вынуждена пойти на предательство. Александр Митта не скрывает, что это чистый вымысел. Но, как говорит режиссер, сами полотна художника располагают к фантазиям. Ведь летают же на его картинах люди, бегают зеленые козы, плавают рыбы, похожие на пряники. При этом сам Шагал утверждал: «Неправда, что мое искусство фантастично. Я реалист, я люблю землю!».

«Герой работ Шагала – простой человек. Его можно сравнить в этом смысле с Чарли Чаплиным. Он любит этого самого обычного жителя Земли, с его горестями, с его радостями, с его трудностями, с его совершенно необеспеченной и неухоженной жизнью», – подчеркивает куратор выставки Екатерина Селезнева.

В каждом произведении Шагала – воспоминание, детское впечатление, ассоциация. В его библейских рисунках – контуры светильника из витебской синагоги. На другом листе – парикмахерская дяди в местечке Лиозно. Его искусство называли «дегенеративным», в 30-е годы фашисты выбрасывали из музеев и сжигали его картины. А он в это время писал «Обнаженную над Витебском» – символ спокойствия, с которым воспринимал происходящую в мире трагедию.

«Здесь очень интересно можно понять, как он, оставаясь реалистическим художником, впитал в себя все основные веяния, которые были около него», – заверяет Александр Митта.

К съемкам фильма Александр Митта планирует приступить через два месяца. Они пройдут сначала на родине художника, в Витебске, а затем в Петербурге.