04.12.2009 | 10:40

Большое кино за 15 минут

В Москве стартует первый международный фестиваль короткометражного кино "27+1". В названии имеются в виду 27 стран-участников Евросоюза и Россия. Смотр – не конкурсный: роль жюри здесь выполняют критики и зрители. А своей целью фестиваль ставит продвижение не отдельных фильмов, а "короткого метра" в целом – как особого и самодостаточного вида киноискусства, который в эпоху Интернета набирает все большую и большую популярность. Рассказывают "Новости культуры".



Короткий метр – не просто ступень в большой кинематограф, считают организаторы фестиваля "27+1". У него есть свои явные преимущества по сравнению со старшим братом.

Участник фестиваля режиссер фильма "Кастинг" Ольга Столповская объясняет: снимает короткометражки, потому что в наших условияхтолько они могут дать настоящую свободу творчества.
"Ты себе можешь больше позволить, чем в большом кино, - уверена Ольга Столповская. – Большое кино делается по архаичным лекалам – актеры, большой свет, громоздкая камера, все это условно, а хочется найти новую форму выражения".

Участник с европейской стороны Андреа Роветта в Италии уже признанный мэтр короткого метра. В его пятнадцатиминутных лентах играют самые известные актеры. На фестивале он представляет фильм "Любовь – это рабство". История незадачливого игрока в покер, который проигрывает и всю мебель, и даже дом показательна для режиссера. В финале он перевернет все с ног на голову, это его любимый прием.
"Я люблю короткометражки, в котороых есть неожиданный поворот в финале, я считаю такие сценарии лучшим вариантом для короткого кино, - делится своими секретами режиссер. – Это всегда будоражит зрителя – "ох, а я и не думал, что так может все закончиться". Я люблю играть в такие игры со зрителем".

Актриса Екатерина Строгова, исполнительный директор фестиваля, объясняет, какие фильмы отбирались для показа: "Концепция в том, что мы показываем кино ироничное, с парадоксальным взглядом на действительность. Самоироничное, ироничное – не комедия в чистую как жанр".

Рассказать историю за 15 минут – особое мастерство. А в хорошем фильме независимо от хронометража всегда несколько смысловых пластов, он всегда заставляет зрителя задуматься, уверен режиссер Святослав Подгаевский. Его картина "Синдром кризиса" построена на том же приеме, что и знаменитый фильм "Игра", только перенесен в российскую реальность. Хочешь больших денег – вступай в игру, какой бы жестокой ни был ее конец.
"Гонка за чем-то иллюзорным, - так формулирует главную тему Подгаевский. – Живут люди, копят деньги, чтобы потом что-то себе покупать – за этим все человеческое теряется".

Жан-Филипп Реза, президент фестиваля "27+1", уверен: "Короткие фильмы становятся все более актуальны. В том числе, благодаря Интернету, мобильным телефонам – лучше короткого формата здесь не придумать. И в данном случае нам не нужно пользоваться классической схемой дистрибьюции, обращаться в компании. Талант может выразить себя напрямую".

Интерес европейской стороны на данном фестивале – открыть новые имена, найти новые варианты сотрудничества. Во многих странах Евросоюза короткометражное кино – уже большая индустрия. А российских картин, известных в Европе не так уж много.
"Люди из камня" Леонида Рыбакова – счастливое исключение: призы в Венеции и на десятке других фестивалей. Особенно режиссеру запомнился форум короткого кино в небольшом французском городе, где очереди за билетами были нескончаемыми.
"Призы дают разные компании – и больницы, и трамвайные депо, всей бригадой выходят – они построили что-то народное. Это хорошая идея, потому что короткое кино – простое по сути. И часто дешевое – дейсвительно ближе к народу", - полагает режиссер Леонид Рыбаков.

Представители компаний и телеканалов короткометражных фильмов из Франции и Великобритании поделятся опытом с российскими коллегами-продюсерами. А для режиссеров будут устроены мастер-классы с Томасом Винтербергом, одним из создателей знаменитой "Догмы" и соратником Ларса Фон Триера, и Петром Бусловым. Кроме основной фестивальной программы будут показаны еще три – от фестиваля "Future Shorts", канала "Shorts TV" и Канского видеофестиваля.

Читайте также: Антон Долин о первом международном фестивале короткометражного кино "27+1"