04.12.2009 | 19:59

115 лет назад открылся Дом-музей Чайковского

Небольшой провинциальный город, расположенный на пути из одной российской столицы в другую, давно известен на весь мир. Потому что в маленьком тихом Клину жил и работал великий Чайковский. 9 декабря 1894-го года там открылся Дом-музей композитора, ставший первым мемориальным музыкальным музеем в России. Накануне его 115-ти-летия в знаменитом доме побывали
"Новости культуры".



Чайковский ценил уединение, не любил когда его беспокоили. И в этот день для посетителей дом был закрыт, только гости и друзья музея.

Алексей Говядинов – праправнук мирового судьи Виктора Степановича Сахарова, у которого Чайковский арендовал этот дом. Здесь – и фотография из семейного архива самого Виктора Сахарова.

Алексей Говядинов, праправнук В.Сахарова, владельца дома: "Разбирая бумаги матери, нашел фото, и к нему приложен листок с описанием, кто есть кто".

Копию фотографии Алексей Владимирович привез в дар музею, на ней Сахаров в кругу семьи. Его супруга Софья Всеволодовна, по матери из рода Рюриковичей, четверо сыновей, трое из которых стали генерал-лейтенантами. Виктор Викторович, прадед Алексея Говядинова, был генерал-адъютантом Николая Второго.

Алексей Говядинов, пра-правнук В.Сахарова, владельца дома: "Долгое время был начальником штаба, был военным министром. 22 ноября 1905 был убит на даче Столыпина террористкой Анастасией Буценко".

После смерти Петра Ильича дом был выкуплен Модестом Ильичом, чтобы почитатели великого композитора могли приходить в его дом.

Таких музеев в мире найдется немного. Здесь все так, как оставил Петр Ильич Чайковский 6 октября 1893 года, уезжая в Петербург. С момента ухода Чайковского из дома 6 октября 1893-го года здесь ничего не изменилось. Все, как оставил Петр Ильич. Даже тапочки стоят на месте.

Для этих молодых людей интереснее рояль хозяина дома. Они "Щелкунчики", лауреаты музыкального конкурса, организованного телеканалом "Культура", и имя которому дал один из балетов композитора.

Алим Бейсембаев, победитель конкурса "Золотой Щелкунчик- 2008": "Его отпечатки пальцев на клавишах. Прикоснуться к этому роялю мне очень приятно".

Галина Белонович, директор Дома-музея П.И. Чайковского: "Мы стараемся сохранить в неприкосновенности обстановку, атмосферу, но музей не стоит на месте, развивается. В разные годы мы получили новые территории, здания. Это давало импульс для развития".

Выставка, открытая к юбилею музея, говорит о той черте характера композитора, которую Борис Асафьев назвал "круглосуточной творческой заряженностью". Поражаешься, увидев на промокашке тему знаменитой Думки для фортепиано, а на журнале "Русский вестник" наброски тем балета "Спящая красавица"... Здесь же - уникальный автограф, ничего подобного которому в архиве Чайковского нет.

Полина Вайдман, сотрудник Дома-музея П. И. Чайковского: "Вы видите, какая интенсивная работа, Чайковский зачеркивает и, в конце концов, пишет фразу: "Наверное, нужно оставить"".

На выставке представлена и часть коллекции дирижерских палочек. Побольше – дирижеров XIX века, миниатюрные – наших современников. Одна из них принадлежит Владимиру Федосееву. В музее ведется летопись руководимого им оркестра, оркестра который носит имя Чайковского, в архиве - афиши всех выступлений БСО в России и за рубежом. А выступление самого оркестра завершило торжества в Доме-музее Чайковского в Клину.