04.12.2009 | 23:35

Отреставрированная скульптура "Рабочий и Колхозница" ближе к авторскому замыслу

Мухинские "Рабочий и Колхозница" снова на пьедестале. Их гордо поднятые головы возвысились еще больше, в соответствии с авторским замыслом. Завершились перемещения, демонтажи и монтажи, которых двум труженикам хватило еще тогда, при рождении в 1937-м году. Для доставки в Париж, где монументальная пара должна была символизировать светлую мощь Страны Советов, ее разобрали на полсотни фрагментов и погрузили на 28 платформ специального поезда. Их нынешняя дорога была гораздо более короткой, а работа с ними гораздо более кропотливой. Рассказывают "Новости культуры" .



За установкой грандиозной скульптуры можно было наблюдать издалека. Кончик серпа в руке колхозницы почти дотянулся до 60-метровой высоты. Под музыку Георгия Свиридова "Время, вперед" со скульптуры сняли полотно, и люди из стали – символы эпохи – как и тогда, в 37-м - засияли в ожидании светлого будущего.

Говорят, что сама Вера Мухина предыдущий постамент для "Рабочего и Колхозницы" снисходительно называла пеньком. Она мечтала о 30-метровом сооружении и не около забора Сельскохозяйственной выставки, а на Воробьевых горах. Мечта автора одной из самых известных скульптур советского периода хоть и не полностью, но сбылась.

Менять место городские власти не стали, но постамент в 34 с половиной метра высотой, по чертежам парижского павильона, построили. Сделать его точно таким же не получилось – не хватило площади. Длина здания короче на 100 метров, но вместо одного этажа сделали четыре. Над входом – герб Союза, его нашли в Долгопрудном на камнеобрабатывающем заводе. Есть предположение, что именно он украшал павильон в Париже.

Вадим Церковников, архитектор, куратор реставрации: "Утверждать, что этот герб висел в Париже, никто не может, но и не утверждать не может. Мы этот герб нашли, отреставрировали и установили на свое законное место".

Лицевая часть постамента практически такая же, как на чертежах архитектора Бориса Иофана. Вот только от французского мрамора, который давал специфичный цвет, решили отказаться.

Андрей Мезенцев, проектировщик: "По воспоминаниям Иофана мы узнали, что в идеале, у него было задумано от красного к небесно-голубому. Что в принципе неплохо бы смотрелось. Но были поставлены жесткие рамки использования российских материалов, в частности, гранита, а гранитом такой плавный переход невозможно сделать".

После реставрации скульптуру стихия еще долгое время одолеть не сможет. Внешняя оболочка сделана так, что влага внутрь не попадет. Каркас скульптуры тоже усилили, теперь "Рабочий и Колхозница" весят 185 тонн. Об истории создания скульптуры можно узнать в Государственном музее архитектуры. К открытию монумента здесь подготовили выставку. И ее главная задача – восстановить справедливость в вопросе об авторстве. Экспозиция собрана из архивов Бориса Иофана.

Ирина Чепкунова, куратор выставки: "Он сделал этот эскиз, нарисовал эти фигуры, и он поместил их на крышу своего павильона. А потом скульпторы, среди которых тоже был конкурс, разработали эту идею".

С модели Веры Мухиной, победительницы конкурса скульпторов, и отливали "Рабочего и Колхозницу". Рядом маленькая версия самого Иофана, сделанная еще в 36-м году. Уже после победы Советского павильона на Парижской выставке, началась отдельная история - жизнь скульптуры Мухиной "Рабочий и Колхозница".

Читайте также: "Рабочий и Колхозница". Торжественное открытие состоится сегодня

"Рабочий и колхозница": легендарную скульптуру подняли на постамент

Скульптуре Мухиной посвящает выставку МУАР