04.12.2009 | 23:53

Умер Вячеслав Тихонов

Умер Вячеслав Тихонов. Но не умрет тихая слава этого человека. Она, быть может, громче и ярче любой громкой славы. Это слава деликатности, слава интеллигентного достоинства, слава человека с устойчивым иммунитетом против собственного величия. На экране он умел сыграть возвышенные чувства так, что они становились притягательными, почти интимными. Он умел сыграть ярость – и она была обаятельной, даже беззащитной. Никто в отечественном кинематографе не прославился так, как он. Никого не любили так, как его. Президент России Дмитрий Медведев и председатель правительства Владимир Путин выразили соболезнования родным и близким великого актера. Рассказывают "Новости культуры" .



Честь, достоинство и благородство – эти слова не только в адрес всех киногероев Вячеслава Тихонова, в первую очередь, они касаются его самого.

Валентин Гафт, народный артист России: "Ушел из жизни человек, который любил свою страну. Любил людей, и люди отвечали ему тем же. Это очень высокий критерий – и человеческий, и актерский".

Знал ли молодой токарь с подмосковного военного завода, что пройдет совсем немного времени, и он станет кумиром для сотен тысяч советских граждан. Неожиданный поворот, влюбившись в кино, благодаря единственному в городе кинотеатру "Вулкан", Вячеслав Тихонов поступает во ВГИК. Поворотная встреча – увидев Тихонова на сцене театра киноактера, молодой режиссер Станислав Ростоцкий зажегся: "Слава, я сделаю из тебя Жерара Филипа".

Игорь Костолевский, народный артист России: "Он был артистом мирового класса. Так получилось, что я снимался в итальянской ленте "Война и мир". И я видел, как итальянцы о нем говорили. Они говорили о нем с придыханием, как о великом артисте. Они даже нашли на роль Болконского артиста чем-то похожего на него".

Удивительный парадокс – в эпоху бравых трактористов и бесшабашных строителей - советские зрители все же тосковали по иной культуре, иным образам – молчаливым интеллигентам с сильным характером. Это место занял Вячеслав Тихонов. Сквозь его черты зрители без труда узнавали и романтичного белогвардейца, и строгого разведчика, и аристократа духа князя Болконского.

Владимир Наумов, режиссер: "Совсем немного есть актеров, которые могут впаятся в другую эпоху, другое время и почувствовать себя там своим. Он принадлежал к числу этих актеров – он интересно мог нащупать, нафантазировать то время, в котором его персонаж находился".

В фильме "Дело было в Пенькове" Тихонов все же сыграл героя того времени – деревенского парня, тракториста, но опять-таки на свой особый манер…

Светлана Дружинина, режиссер, народная артистка России: "6Он был как режиссер своих ролей, он как профессионал дописывал, доделывал то, что предлагали на бумаге. Он работал как однолюб, погружался в работу, и все что мешало – резко отсекал".

Когда в 73-м на экраны вышел фильм "Семнадцать мгновений весны" - на заводах и фабриках останавливалась работа, даже первые лица государства переживали за судьбу разведчика. Известен такой факт - Фидель Кастро показал своим министрам весь фильм сразу, чтобы больше не сбегали с заседаний правительства.

Эдуард Артемьев, композитор: "Обаяние таланта невероятно, такой пронзительный свет с экрана только талантом, мастерством не сделаешь".

Каждая его роль становилась эпохой в советском кинематографе – трогательный в своей искренности учитель из фильма "Доживем до понедельника", настоящий фронтовой философ – из ленты "Они сражались за родину". В картине "Белый Бим Черное Ухо" Тихонов преподал урок милосердия и человеколюбия. Последней работой Вячеслава Тихонова стала роль в еще незаконченном фильме "Утомленные солнцем-2"…

Все материалы о Вячеславе Тихонове>>>