07.12.2009 | 19:15

Год Индии завершается в Москве

Год Индии завершается в Москве. Хотя сама торжественная церемония в связи с Днем траура отменена. Но в Историческом музее открылась выставка, где представлено свыше сотни предметов миниатюрной живописи и скульптуры из Национального музея Нью-Дели. Центральные образы экспозиции - важнейшие фигуры индуистского пантеона - божества Брахма- Создатель, Вишну-Хранитель и Шива-Разрушитель. Яркое и самобытное искусство Индии от VII- до XIX веков – в материале "Новостей культуры".



Доктор Далжит работает в Национальном музее в Нью-Дели больше 25-ти лет. Она – крупный специалист по старинной миниатюре. За четверть века изучила досконально искусство всех эпох и регионов Индии, но ее страсть – яркий и солнечный Раджастан. Вот и в Москву она привезла ценнейший раритет музея. XV век, Раджастан, Божественная триада индуизма – Брахма-Создатель, Шива-Разрушитель, в центре – с характерным узлом на макушке, трезубцем и змеей в верхних руках -Вишну-Хранитель".

Доктор Далжит, куратор выставки (Индия): "Здесь отражена основная идея брахманизма. Все три бога взаимосвязаны и не разлучаются ни на минуту. И все-таки их почему-то редко изображают вместе".

Национальный музей в Нью-Дели – детище первого премьера независимой Индии - Джавахарлала Неру. Он мечтал, чтобы все многообразие и многобожие страны было отражено в одном месте. А потому здесь и Будда – XI век, традиционное изображение момента просветления, его победы над Марой – смертью, и что удивительно для нас, но вполне обыденно для индусов – дева Мария с младенцем. Миниатюра XVIII века. Тогда европейцы стали посещать Индию, искусство страны подверглось активному влиянию Старого света. Появились миниатюры светского содержания – скажем, игра в поло, девушка, читающая любовное письмо. Но и тогда еще сохранялось сакральное значение рисунков.

Миниатюры писали не только серебром и золотом. Использовали цветы, овощи. Например, краски делали из очень популярных тогда - шпината, подсолнуха, розы.

В этой же технике выполнено и редко встречающееся паломническое изображение. Это XIX век. Город Пури представлен в виде раковины. Она вмещает весь пантеон. В центре – Кришна с братом и сестрой, рядом – четырехликий Брахма: видит все и сразу с четырех сторон. Люди, которые не могли отправиться в паломничество, просто молились возле таких изображений. Кстати, их авторы – неизвестны. Вот одно из немногих подписанных – бог Рама на троне - сделал некто Джаганат. Есть и назидательная серия. Она передает идею поклонения божествам – через музыку. Могольский император спрашивает у придворного музыканта – почему ты играешь хуже, чем твой учитель – божественный Свами Харидас.

Доктор Далжит, куратор выставки (Индия): "Музыкант ответил: "Ведь я играю для земного короля, а мой гуру – для короля королей, для бога". Здесь изображены все действующие лица. Этот диалог передает всю суть индийского мировоззрения".

Речь идет о том, что земное – суть отражение небесного. Теряя привычное тело, мы приобретаем духовное измерение. Индийские боги не гнушаются обратным направлением. "Верх" проникает "в низ" и наоборот. А индийские мастера – в разные века, в разных уголках Индии стремились к одному - придать мгновению вечности бессмертную форму.